Логотип

И КИСТЬ ЕГО ПРЕССУЕТ ВРЕМЯ

Сегодня трудно упрекнуть зрителя в привязанности к устоявшимся нормам, скорее наоборот — он ждет от искусства откровений. Эдвард Сасун является в этом смысле художником особенным: в постоянных поисках нового он раскрывает неожиданные грани творчества, о чем свидетельствует и его экспозиция работ, развернутая в залах Армянской художественной академии.
ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В ЭКСПОЗИЦИИ РАБОТЫ
призваны, по мысли автора, отразить основные этапы его творческого пути, наметить тенденцию, в русле которой будет развиваться его искусство. Творчество художника разнообразно и многогранно: то высокая концентрация чувств, то философски-умудренный взгляд на жизнь. Однако при этом прослеживается верность мастера некоторым мотивам и образам, которые сохраняются в его композициях долгие годы, являя собой точку отсчета и постоянную величину. Это будни и праздники, прелесть земных плодов, красота человеческого лица, изобилие форм живой природы. Любой предмет под кистью мастера способен предстать как выражение трепетного волнения его души при каждой новой встрече с прекрасным. В то же время это документ эпохи, преломленный через его жизненный опыт.
Получив отличную академическую подготовку в мастерской знаменитого Уварова и других педагогов в Академии художеств в Ленинграде, Эдвард Сасун использует эти знания в сочетании с опытом многих поколений выдающихся мастеров кисти Востока и Запада. Он не прошел мимо опыта разных направлений искусства разных эпох и народов — от индийских фресок до работ европейских классиков и современных мексиканских монументалистов, оставаясь при этом ярко выраженным национальным живописцем.
Вот почему в замысле большинства произведений Эдварда Сасуна легко заметить ассоциации, связанные с обращением автора к традициям мировой культуры.
Порой картины его напоминают диалог с великими мастерами прошлого, ведущийся в контексте XXI века. Это раздумья о времени, о мире, о человеческой личности. Интересно отметить, однако, что природа в понимании живописца лишена безмятежной ясности и покоя — сегодняшний человек воспринимает ее как нечто тревожное, чреватое катастрофой.("На берегу Андаманского моря, Таиланд", "Элегия, Краби", "Арарат в полнолуние" и др.).
ОСОБЕННО ШИРОКО ПРЕДСТАВЛЕН НА ВЫСТАВКЕ натюрморт. Изображение "мертвой натуры" позволяет ему строить картину, еще не прикасаясь к холсту. Уже в самом выборе и размещении предметов ощущается его вкус, способ восприятия действительности. Неподвижность предметов позволяет анализировать действительность и преобразовывать мир вещей.
Поэтический строй картин дает возможность "прочитать" их во множестве вариантов, некоторые из которых, возможно, не были предусмотрены художником. Это свойство ассоциативно-образных связей, заложенных практически в каждом произведении, имеет важное для его творчества значение. Сложная образность, ряды ассоциаций, которые возникают в нашем сознании перед его картинами, уже передуманы и пережиты автором, аккумулировавшим свои раздумья и чувства в определенные образы.
Зрению Эдварда присущи подчас натуралистические свойства. Но они дают его работам остроту, новизну взгляда на все, что он видит: на родную землю, человека, на происходящее вокруг. Среди множества разных цветов художник ищет белый, потому что именно он позволяет достичь наивысшей духовной концентрации. Белые линии могут являться знаками духовного языка, позволяя зрителю войти в философский круг образов. Это белое пятно сари в портрете жены художника — индианки Сантош, снег в "Зимней сказке", облако в композиции "Улица цветка", белоснежные вершины "Арарата".
В работах Эдварда поражает и действенное начало, с которым он вторгается в плоскость холста. Его пластическое видение, воплощенное в емкую форму, говорит о зрелом таланте и подлинном мастерстве. Образы, зарождающиеся в его сознании, материализуются с большой убедительной силой и активно воздействуют на воображение зрителя, заставляя его сопереживать творческому процессу.
Экспозиция работ Э. Сасуна в Художественной академии не первая персональная выставка художника. Он активно выставлялся с 80-х годов прошлого столетия. Его работы демонстрировались и за рубежом — в Таиланде, Малайзии и других странах. Более 200 живописных полотен Эдварда украшают частные коллекции и галереи многих стран мира.