Внешняя политика Армении, по идее, должна быть продуктом общенационального консенсуса, отражением долгосрочной общенациональной стратегии развития. У нас пока ни того ни другого нет, мы все еще "переходное" государство, а посему говорить об армянской внешней политике как о некоем сформировавшемся продукте не приходится. Значит, нет и консенсусной внешней политики. Той, что формируется в процессе дебатов внутри парламента, между политологическими центрами и т. д.
С одной стороны, в соответствии с Конституцией все главные внешнеполитические функции в Армении выполняет президент и он же несет на своих плечах основную ответственность при принятии внешнеполитических решений. Другое дело — механизм выработки этих самых решений. Здесь, думается, абсолютный пробел.
ТРИ ГОДА НАЗАД АВТОР ЭТИХ СТРОК, будучи экспертом по внешнеполитическим вопросам НС, предложил совместно со структурами исполнительной власти, в первую очередь с МИД, разработать законопроект о механизме координации и согласования подготовки внешнеполитических решений. Однако и в этом очень важном направлении царит "васькизм" (Васька слушает да ест) , этот термин в политический лексикон ввел академик Абалкин, будучи зампредом Совмина СССР.
Основной причиной этой пробуксовки является катастрофически низкий уровень интеллектуальных ресурсов, обеспечивающих внешнеполитическую деятельность парламента страны. Известен случай, когда для одного из членов нашей парламентской делегации был подготовлен пятиминутный доклад на русском языке для выступления на семинаре, организованном НАТО в Будапеште. В результате во время его выступления произошел сбой в синхронном переводе, ибо переводчики не понимали, на каком языке выступает уважаемый депутат из Армении. . . Давно перезрела необходимость реформирования "внешнеполитической дипломатии" НС Армении. Она нуждается в серьезной "инвентаризации и упорядочивании".
Осуществление парламентской дипломатии, адекватной международной "среде обитания", — центральная внешнеполитическая задача нового созыва НС Армении. Поэтому особенно возрастает значение Постоянной комиссии по внешним сношениям. Очень важен состав этой комиссии, а также важно подобрать подготовленных к деятельности в таких известных парламентских делегациях, как делегация в ПАСЕ, ОБСЕ, ПАЧЕС, ПА НАТО и т. д. Среди них не должно быть случайных для этой сферы депутатов, все должны обладать большим опытом работы в области международных отношений. Это, с одной стороны, а с другой — ситуация в стране требует того, чтобы парламентская дипломатия была гораздо более ориентированной на национальные интересы Армении. В этой связи возникает недоумение, когда члены вышеупомянутой комиссии и парламентских делегаций независимо от уровня профессионализма в своей работе исходят из коалиционных и партийных интересов или интересов тех парламентских фракций, которые их делегировали. Очевидно, что внешняя политика не может быть предметом межпартийного торга, в ее рамках должно существовать абсолютное общенациональное согласие.
НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО РАЗЪЯСНЯТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДИПЛОМАТИИ на внутреннем информационном пространстве. Ведь многое остается без должного освещения или, хуже того, представляется в искажающем реалии свете — как провал и "сдача рубежей", становясь предметом внутриполитических спекуляций или инструментом "имиджевых кампаний" многих политиков.
Для эффективной парламентской дипломатии первостепенную важность имеет профессионализм аппарата Национального Собрания. К великому сожалению, он находится в плачевном состоянии. Скажу честно и откровенно: наш опыт общения с экспертами Госдумы РФ, парламента Грузии, Азербайджана, Белоруссии и Казахстана свидетельствует о том, что профессионально аппарат НС РА уступает зарубежным коллегам.
В конце концов, высокопрофессиональная парламентская дипломатия позволит перейти от политики реагирования к политике инициирования. Нужно упреждать события. В нынешней ситуации тем более важно, чтобы каждый серьезный внешнеполитический шаг НС основывался на фундаменте последовательности международной стратегии Армении, которая не может быть претворена в жизнь без четко функционирующего внешнеполитического механизма.