Логотип

ЦЕРКОВЬ БЕЗ КРЕСТА

Согласно последней переписи, неармянское население Армении составляет менее 10%. Но как ни странно, в мононациональной стране наблюдается обилие религиозных групп. А ведь, казалось бы, одна нация — одна религия.
НЕДАВНО У ЦЕНТРАЛЬНОГО КОРПУСА
Ереванского госуниверситета девушка лет 25-и попросила уделить ей для разговора минут пять. Я согласился.
— Вы верите в Бога? — был ее первый вопрос.
Я смекнул, что к чему, но было уже поздно.
— Верю, — ответил я.
Тут она вытащила из сумочки какие-то журналы с улыбающимися счастливыми лицами на обложке, принялась убеждать, что я обязательно должен их прочесть и что Христос все перевернул с ног на голову в Иерусалиме. Девушка была миловидной, и грубить ей не хотелось, но не желал я и продолжения нудного разговора со свидетельницей Иеговы.
-. . . И вы поймете, что до сих пор веровали неправильно, — закончила она свой длинный монолог.
— Вы меня не поняли: я сатанист, — выпалил я.
Девушка обомлела, и я поспешил ретироваться. Иного способа избежать промывания мозгов не было. Подавляющее большинство людей, правда, на моем месте поступают не столь деликатно. В основном двери перед носом "свидетелей" с треском закрываются, нередко при этом слышится отборная нецензурщина. А ведь их очень много, подобных "миссионеров", как старых, так и молодых. И плоды их деятельности бывают неоднозначными.
Как-то я наткнулся на похоронную процессию с закрытым гробом. В толпе заметил знакомых и поинтересовался, почему гроб закрыт.
— Самоубийц полагается так хоронить, — ответили мне.
Выяснилось, что самоубийце было тридцать лет и был он достаточно богат. На вопрос, что же его вынудило так поступить, мне ответили: "у него нашли какие-то непонятные книги" и "дом и все остальное он оставил непонятно кому". Этим "непонятно кто", как я потом узнал, оказалась самая что ни на есть обычная секта. Очевидно, покойный убоялся конца света и поспешил перед смертью избавиться от своего имущества, чтобы заслужить спасение.
КАК ПРАВИЛО, САМИ СЕКТАНТЫ ЖИВУТ В НАДЕЖДЕ на приход "небесного правительства". Согласно воззрениям иеговистов, земной мир — царство сатаны и в грядущей битве между ним и Иеговой погибнет человечество, за исключением самих иеговистов. "Пророк" иеговизма, некто Ч. Рассел, автор "Толкования на Библию" — многотомного произведения, своеобразной святой книги "свидетелей" — был семь раз осужден за изнасилование и кончил дни в начале прошлого столетия в лечебнице для душевнобольных в США. Но, как ни странно, "учение" этого человека живет и ряды его последователей пополняются день ото дня. В основном на удочку "свидетелей" попадаются люди, для которых секта становится последней надеждой.
Человеку, не искушенному в теологии, тезисы иеговизма (как и других сект) могут показаться довольно привлекательными, более того, могут быть приняты за чистую монету. В основном на это пропаганда и рассчитана. Проповедники иеговизма (хотя это уголовно наказуемо) ходят по домам, нередко их можно встретить и в городских парках в поисках объекта охмурения. Правда, встречаются и такие, которые сами не верят в то, что проповедуют, отличаясь элементарным незнанием Библии. Это особый разряд проповедников: за каждого нового члена секты им обещано финансовое вознаграждение. Стоит заметить, что рядовой член секты должен иметь при себе ровно столько денег, сколько необходимо, чтобы не умереть с голоду, остальное же — на нужды общего дела. При этом весьма интересен быт рядового иеговиста: категорически отрицаются все общепринятые праздники, даже традиционно пышно празднуемый у армян Новый год.
Институт сектантства в Армении одними "свидетелями", естественно, не ограничивается, действуют еще и так называемые "пятидесятники" и "мормоны".
— Пойдешь в церковь и поставишь за меня свечку, — как-то сказал я одной своей знакомой, о которой, казалось бы, знал почти все.
— Я не ставлю свечей. . .
Выяснилось, что моей знакомой ни в коем случае нельзя переливать кровь, "нельзя ставить свечей. А крест — простое орудие убийства, поэтому лучше ходить в церковь, где нет креста". Церковь в данном случае — любое помещения, пригодное для собраний. Сколько таких "церквей" у нас на сегодняшний день, никто не знает.