Логотип

ОТ АРХИТЕКТУРЫ ДО КУЛИНАРИИ

О подвижнической исследовательской деятельности Самвела Карапетяна, изучающего и представляющего вниманию общественности культурно-архитектурное наследие армянского народа в регионах, которые волею судеб остались вне пределов современной Армении, говорится и пишется достаточно.
В новой книге исследователя, посвященной историческим архитектурным памятникам Северного Арцаха, рассматривается богатейший фактографический материал по армянским памятникам архитектуры, расположенным в 450 населенных пунктах, находящихся на территории исторического армянского края Гардман. Книгу эту можно без преувеличения назвать энциклопедическим справочником по теме. Достаточно сказать, что в книгу включен богатейший иллюстративный и научно-справочный материал — фотодокументы о более чем 1400 армянских памятниках края, причем каждый памятник снабжен подробным и тщательным научным описанием.
Издание книги, армянский тираж которой рассчитан на "внутреннего", а англоязычный тираж — на "внешнего" пользователя, как и ожидалось, не на шутку рассердило азербайджанских ученых, которые не преминули откликнуться на новоизданную книгу в своей обычной, вполне предсказуемой истеричной манере, не останавливаясь в выборе эпитетов, ярлыков и огульного отрицания самых что ни на есть очевидных фактов. Особенно не понравилась книга члену Союза архитекторов Азербайджана, кандидату архитектуры Ризвану Гарабаглы, о чем он поспешил сообщить в интервью газете "Наш век". Претенциозность проглядывает уже в самом заглавии: "Кто, если не мы?" И находит свое развитие в еще более выспренном подзаголовке: "Ученые Азербайджана, противостоящие идеолого-пропагандистской машине противника, жаждут организованности". Бедные ученые Азербайджана! Они пребывают в блаженном неведении, не понимая, что одной лишь организованностью и сплоченностью ложь истиной не сделать, желаемое не превратить в действительность.
Уровень диалога и "свобода" в манипулировании фактами и историческими реалиями позволяют нам с полной уверенностью утверждать, что после недоброй памяти Зии Буниатова азербайджанская историческая наука не сделала даже полушага вперед. Все те же методы аргументации, то же перекладывание с больной головы на здоровую, те же недопустимые личностные выпады и оскорбительные характеристики. Автор книги для них — "некий Самвел Карапетян", который "давным-давно известные исторические факты" излагает "беспардонно, на собственный лад". Посчитав, что выразился недостаточно убедительно и ярко, правозащитник "униженной и оскорбленной" азербайджанской культуры (ой, забыл указать ее древность) продолжает: "Армяне уже не одно десятилетие предпринимают массированные атаки на всю систему культурных ценностей нашей нации — от архитектуры до кулинарии". Ну вот, армянскую кулинарию тоже "посчитали".
В интерпретации азербайджанского коллеги книга С. Карапетяна — средоточие всех возможных и невозможных измышлений, сплошное передергивание фактов. Но как же быть с ее международным признанием, большим общественным резонансом? Об этом нужно сказать с печальным вздохом, посетовать, тонко намекнуть на происки вездесущего армянского лобби. "Но несмотря на все это, книга Карапетяна получила самые высокие отзывы профессоров именитых учебных заведений Нью-Йорка, Парижа, Вены, Лос-Анджелеса. . . " И тут же получает "одобрительный кивок" от журналиста: "Это армяне умеют: наврать и переврать, а потом убедить окружающих, что все сказанное ими — истина в последней инстанции".
Но и этого нашему ученому кажется мало. И вот он наконец-то выговаривается. Оказывается, армяне зарятся на культуру азербайджанцев (было бы на что!). И следует целевой пассаж: армянский народ образно сравнивается с человеком, который не может купить себе туфли и "вольно или невольно начинает обращать внимание на чужую обувь" (надо понимать, что подразумевается обувь, то бишь культура турок-азеров). Далее следует новое "откровение" об армянах: ". . . этот народ без культуры, без своей земли и истории перманентно вырабатывает и развивает претензии на чужое. Вся сущность, ментальная структура армянства определяется, как мне кажется, именно этим".
Нет, ну конечно, у азеров была древняя история (а как же иначе!) , просто она не сохранилась в трудах историков. У Геродота, например, была выборочная амнезия: "здесь помню, а здесь не помню". Армян помнит, а на азеров — память отшибло. Такой вот старый маразматик, недаром что "отец истории". . .
Нет культуры — будем высасывать из пальца. Умыкнули же у персидской поэзии Низами, который и сам-то не знал, что он "Гянджеви". Найдем и других древних деятелей культуры, кровь из носу, а указание президента Ильхама Алиева выполним, надо будет — привлечем самого Ноя в качестве прародителя азеров и их старших братьев — османов и сельджуков.
Если речь идет о монографии армянского ученого, они непременно возьмут в кавычки все эти слова. В кавычки берутся и все армянские историки и их труды, концепции и доказательства. В качестве разнообразия армянские ученые могут быть "так называемыми" и "лжеучеными". И непременно фальсификаторами.
Наш азербайджанский ученый — оборотистый малый — не был бы самим собой, если бы не процедил сквозь зубы — вскользь, между прочим — что он ищет и не может найти спонсоров для издания своих монографий, о которых он отзывается без ложной скромности и довольно хитроумно, закидывая удочку для потенциальных спонсоров. "Тем временем в этих трудах очень много интересных для научных кругов и простых читателей фактов, которые к тому же камня на камне не оставляют от армянских "концепций". Эх, господа спонсоры, ну что же вы так! Ведь такая ценная "деза" пропадает почем зря!
Но мы-то знаем что почем. И радуемся за Самвела Карапетяна, нашего вдумчивого и серьезного исследователя армянских исторических памятников, неустанного популяризатора и пропагандиста древней армянской культуры по поводу его новой и безусловной творческой удачи.