Первые упоминания о поселении в Гарни появились приблизительно 4 тысячи лет назад. Многочисленные исторические памятники, словно бисер, рассыпаны на этой древней земле. К сожалению, многие из нас имеют очень скудные представления об этом, а наши знания ограничиваются лишь общеизвестными сведениями о храме Гарни, который был построен в I веке н. э. Однако стоит пройтись пешком по чистым улицам Гарни, как на вашем пути непременно попадется церковь. На этой территории 15 храмов, и только два из них действующие.
Целесообразно было бы установить таблички с краткими сведениями о данном историческом памятнике. Так, о том, что полуразрушенное строение — это развалины "Хонар жама", построенного в IV веке, мне подсказали местные жители.
Когда же речь заходит о современном Гарни, то его жители шутят, что оно уже не село, но еще и не город. Население Гарни — 8 тысяч человек. Их основное занятие — земледелие и животноводство. А это означает, что проблемы в Гарни те же, что и в других сельских районах.
Среди гарнийцев много также первоклассных мастеров-строителей, которые трудятся на строительных объектах нашей страны. Славится Гарни и своим хлебом, точнее, лавашом, известным особым вкусом и ароматом. Не случайно именно здесь помимо 30 маленьких цехов работает один из крупных заводов по производству лаваша.
Но главное отличие Гарни от остальных сел, как сказали мне в местной администрации, — это действующие культурно-просветительские центры: Дом культуры, библиотеки, Школа искусств. Они действительно есть, но в каком плачевном состоянии пребывают. . . Об этом наш репортаж.
Дом без крыши
Дом культуры в Гарни был основан в 1930 году. На протяжении многих лет он действительно был очагом культуры, на его сцене ставились пьесы, проходили с аншлагом концерты, в его стенах действовали многочисленные кружки. Даже в годы энергетического кризиса двери здесь не закрывались, и, как говорят гарнийцы, "свет" они находили в этом доме.
Сегодня в Доме культуры действуют три танцевальных кружка, в которых занимаются 80-90 человек.
Директор Дома культуры Вагинак Тадевосян с сожалением отмечает, что пришлось закрыть музыкальные кружки, в которых обучались игре на национальных инструментах: шви, дудук, тар, канон. Но стоит ли этому удивляться, если аналогичные классы были закрыты даже в специализированной музыкальной школе.
— Без государственного подхода нам не поднять все это, — считает Вагинак Тадевосян.
А подход действительно нужен. Ибо скоро придет тот день, когда здание, в котором располагается Дом культуры, полностью разрушится. Дело в том, что оно было построено в начале 70-х годов, и с тех пор не ремонтировалось. Крыша здания превратилась в решето и во время осадков протекает.
— Во время занятий на детей сыплется известь, падают камни. . . Само здание оседает, — рассказывает Вагинак Тадевосян.
На неоднократные обращения в различные государственные ведомства пришел один обнадеживающий ответ из Минградостроительства: здание Дома культуры включено в список тех объектов, где в 2008 году предусмотрено провести ремонтные работы.
Библиотека без книг
Библиотека N1 занимает две комнаты в здании Дома культуры.
Ее фонд составляет 17 тысяч книг, но в течение последних 15 лет он практически не пополнялся. Большая часть книг — это номенклатурная литература, т. е. давным-давно отжившая свой век и вряд ли представляющая интерес для читателя. Другая ее часть гибнет по упомянутым причинам. Исходящий из книгохранилища запах плесени и разлагающейся бумаги настолько силен, что его можно уловить уже при входе в здание.
— Сотрудники библиотеки, вместо того чтобы выполнять свои прямые обязанности, охраняют "мертвый" книжный фонд, — говорит директор библиотеки Меланья Акопян.
Несмотря на плачевное состояние библиотеки, она продолжает обслуживать около 1500 абонентов. Причем, по словам Меланьи Акопян, абоненты, среди которых много студентов и школьников, проявляют большой интерес к книгам. Например, когда недавно библиотека получила в подарок от благотворителя 100 книг, новость эта моментально разлетелась по всему селу, а от абонентов, желающих получить на руки новые книги, не было отбоя.
— Порой мы не можем удовлетворить минимальные запросы абонентов. Поверьте, очень сложно объяснить ребенку, что в библиотеке нет сказок Туманяна, Агаяна. . . — рассказывает Меланья Акопян.
На данный момент эта библиотека подведомственна сельсовету, который выплачивает (и то с задержками) мизерную и оскорбительную зарплату, как считают сотрудники библиотеки, в размере 23 тысяч драмов.
В подобном же положении и библиотека N2, единственное отличие которой заключается в том, что она располагается в отдельном здании.
На средства фонда
В отличие от здания Дома культуры, здание Школы искусств находится в образцовом состоянии. И это благодаря фонду "Джимишян", на средства которого оно было отремонтировано.
Около 90 детей посещают бесплатные занятия в кружках по лепке, гобелену, изобразительному искусству, резьбы по дереву. Работы учеников этой школы выставляются в Париже, в Швейцарии. Многие по окончании школы продолжают обучение в ереванском училище им. Терлемезяна, в Академии искусств. . .
Однако, по словам директора Школы искусств Рубена Бабаяна, это не самоцель, главное — воспитать личность. Отметим, что преподавательский состав укомплектован из профессионалов: двое из четырех преподавателей — члены Союза художников Армении. Но держится школа на голом энтузиазме педагогов, ведь на их зарплату, размер которой определяет местная администрация, вряд ли можно прожить. . .
В храме
Корр. "ГА" не избежал искушения посетить гарнийский храм. Первое, что бросалось в глаза, — чистота и ухоженность территории этого исторического памятника, а также, несмотря на будничный день, внушительное количество посетителей. Как удалось выяснить, число посетителей с каждым годом увеличивается. Уверена, что при использовании всего потенциала Гарни это число может намного возрасти.