В столицу Латвии после продолжительной поездки по США вернулись участники Riga piano duo Нора Новик и Раффи ХАРАДЖАНЯН. Их широко известный фортепианный дуэт, который пресса западных стран называет легендарным, в следующем году отметит 40-летие своей деятельности, охватившей множество стран. На сей раз Нора и Раффи побывали в Сан-Франциско, где впервые в музыкальной истории США в первой декаде июля состоялся Международный фестиваль фортепианных дуэтов. Рижане покорили американскую публику самобытностью творческого почерка, в котором сочетаются артистизм, мощная энергетика, виртуозность, чувство стиля и художественная смелость.
Рассказывает Раффи Хараджанян, профессор Латвийской музыкальной академии им. Я. Витола, Dr. art, кавалер латвийского ордена Трех звезд.
— Фестивальное движение фортепианных дуэтов в последние два десятилетия проявляло себя в разных странах — в России, в частности в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, в Германии, Литве, Канаде, Израиле, Украине. Добралось оно и до Соединенных Штатов благодаря инициативе и огромному труду, вложенному сан-францисским дуэтом Кэтрин и Энтони Анджело. Это замечательные музыканты и обаятельнейшие люди. Они сами не раз выступали в дуэтных фестивалях, накопили практические знания, которые с блеском реализовали на американской почве. К тому же Тони — полиглот. Наряду с английским он свободно изъясняется на немецком и итальянском. А меня он через пару дней стал приветствовать словами "барев" и "бари галуст".
В течение фестиваля свое мастерство показали 8 исполнительских пар. Среди них 4 дуэта из США и столько же из Европы, которую представляли пианисты из Италии, Украины, Болгарии (дуо Точевых, правда, уже 5 лет живет в Калифорнии) и Латвии. Исполнительский уровень праздника оказался по-настоящему высоким. И, что существенно, все ансамбли имели свое видение жанра, воплощали разные модели игры в дуэте. Мы ходили слушать друг друга. И это — замечательно!
— Какие пары вам более всего приглянулись?
— Я уже отметил, что по-своему хороши были все. Мою особую симпатию завоевали музыканты старшего поколения Франсез и Майкл Джаманис из Пенсильвании. Они специализируются на музыке сверхпопулярного, особенно в Америке, Джорджа Гершвина. Делают это с особым аристократичным шармом и чудесным профессионализмом. Хозяева фестиваля — дуо Анджело — с замечательной непосредственностью преодолевали ритмические и полифонические сложности, которые содержит музыка современных американских композиторов. У них выработалась своя, именно для них характерная звуковая краска: есть лиризм, есть острота, есть диалог. Традиции итальянской оперы были очевидны в музицировании дуэта из Флоренции — его составили Сара Бартолуччи и Родольфо Алессандрини. Они проявляются в "бельканто на рояле", в неприкрытом драматизме и чувстве юмора. И все это — в сочетании с отличным владением техническими ресурсами. Не могу не вспомнить и молодых болгар Вели и Илью Точевых. Они тяготеют к театрализации выступлений, что сказывается, например, в подборе сценических костюмов. В целом же, повторяю, добрых слов достойны все участники фестиваля.
— Что прозвучало в интерпретации Riga piano duo?
— Наш репертуар был достаточно разнообразным. Он отвечал пожеланию организаторов фестиваля представить национальное своеобразие музыки. Романтическую краску мы показали в сочинениях французского мастера К. Сен-Санса, играли его виртуозную и фантастичную "Пляску смерти". Играли также его "Менуэт и гавот". Неописуемый восторг зала вызвали "Зарисовки" Валерия Гаврилина, питерского автора-самородка, с которым наш дуэт тесно сотрудничал на протяжении многих лет. Мы дали возможность прослушать крупную связку его четырехручных пьес — играли целых 12, причем играли наизусть. После концерта CD с нашей интерпретацией всего гаврилинского цикла, ныне обретшего популярность во всем мире, расхватывались, как "горячие пирожки". О музыке Балтии слушатели могли судить по изобретательным произведениям, созданным для нашего дуо. Это "Параллели" профессора из Риги Ромуалда Калсона, в которых чуть ли не зримо дано столкновение двух личностей, и "Вариация на тему латышской песни" эстонского мастера Раймо Кангро, к сожалению, рано ушедшего из жизни.
— А что скажете об армянской части программы?
— Она была представительной. Звучала музыка четырех авторов. Замечу, что наш дуэт в программах фестиваля позиционировался — такова инициатива организаторов — как дуэт представителей Латвии и Армении. Говоря о исполненной нашим дуо армянской музыке, прежде всего назову пьесы давно пропагандируемого нами удивительного американца Алана Ованнеса. Одна из его вещей называется Mihr ("Древнеармянский бог огня") , другая — KO-OLA-U ("Горы на Гавайских островах"). На редкость самобытные сочинения. В двух концертах фестиваля мы представили Арама Хачатуряна. В одном исполнили три фрагмента из балета "Спартак" в моей аранжировке для двух роялей — по отзывам, красочной и чрезвычайно виртуозной. В другом — Сюиту (три пьесы) , в 1948 году самим Арамом Ильичом написанную для фортепианного дуэта. Ранее это произведение в США в концертах не звучало. И тем радостнее отметить восторженный прием, оказанный Сюите. А в успехе "Армянской рапсодии", совместном опусе Арно Бабаджаняна и Александра Арутюняна, сомневаться не приходилось: на протяжении многих лет "Рапсодия" — наш коронный номер, успешно апробирован на огромном количестве сцен. Это признанный шедевр дуэтной музыки ХХ века. Мы играли на фестивале рапсодию в двух концертах. Во второй раз, видимо, с особой радостью и воодушевлением: такую ответную реакцию аудитории не всякий раз услышишь. Зал приветствовал стоя.
— Одна из программ была посвящена Grand Duo ХХ столетия. И составители афиши нашли в отношении вашего дуэта любопытное решение. . .
— Действительно, такая программа была. Каждый из 8 дуэтов в тот вечер посвящал свое выступление какому-нибудь прославленному ансамблю минувшего столетия. Нас же организаторы просили посвятить игру в названном концерте. . . Riga piano duo, то-есть самим себе. Таким образом американцы зафиксировали свое почтение к нашему многолетнему труду на благо данной области исполнительства.
— Будет ли фестиваль в Сан-Франциско иметь развитие?
— Дуо Анджело полно решимости продолжить деятельность в этом направлении, что, конечно, кроме знаний и опыта, требует значительных финансовых вливаний, щедрой спонсорской помощи. Достаточно сказать, что для фестиваля известная фирма по созданию роялей "Гротриан" предоставила свое особое изобретение — двойной рояль, то есть инструмент, в котором два рояля двуедины, имеют общую стенку и общую крышку. Состоялись концерты с участием детей, семинар, в котором предоставили голос американским композиторам наших дней. Были и мастер-классы, в которых и я, и Нора Новик смогли проявить свой педагогический опыт. Эстафету фестиваля в следующем году намерена перехватить Филадельфия. И мы уже приглашены участвовать.
— Удалось ли вам найти время для общения с местной армянской общиной?
— Сан-Франциско — город удивительно разнообразный. Много улыбчивых, открытых для общения людей. Есть великолепные музеи, где наряду с европейским искусством богато представлено творчество народов Азии, Африки, Австралии. Есть множество галерей, где, наряду с другими, выставляются и армянские художники. Один из них родом из Кисловодска — Вачаган Нарачатян. У него замечательные полотна!
Мне довелось посетить комплекс белокаменных зданий, который назван Армянским культурным центром "Хачатурян" (как выяснилось, назван не в честь гениального композитора "Гаяне", а в знак почтения к мощному в финансовом отношении американскому однофамильцу; сходная ситуация и с расположенным там же залом "Сароян" — великий писатель тут ни при чем). Армянскому языку в центре детей учат с детсадовской группы. Мы договорились, что если состоится следующий фестиваль, то один концерт по специально составленной армянской программе будет проведен в этом центре. Взобрался я и на гору, на вершине которой, среди эвкалиптовых деревьев, установлен огромный белый крест в память о жертвах Геноцида армян 1915 года. Никаких изысков — только крест и установленная на земле металлическая плита с разъяснениями. Не могу не сказать о том, что природа Калифорнии, особенно в местности, где культивируются виноградники, поразительно напоминает Армению, ее горные районы. Порой возникает полное ощущение красот дилижанского горного пейзажа.
— Маэстро, признайтесь, как давно ваш дуэт играл в Армении?
— Этому событию в текущем году как раз будет юбилей — 10 лет. В 1997 году — то-есть, еще в прошлом столетии! — мы провели в Камерном зале французскую программу, а с симфоническим оркестром — Двойной концерт Ф. Пуленка. Дирижировал Лорис Чкнаворян, взаимопонимание с которым было полным. Хочу сообщить, что рижский ученик Арама Хачатуряна профессор Георг Пелецис — один из наиболее исполняемых в мире латышских композиторов — написал для меня и Норы Концерт для двух роялей и струнного оркестра и посвятил его Учителю. Опус так и называется — "Моему учителю". Но, к сожалению, еще не нашлось дирижера, который взялся бы за исполнение этого достойного произведения. По моей информации, Riga piano duo — единственный в мире дуэт, в репертуаре которого так много музыки Арама Хачатуряна, полное отделение. Да и книга мной написана о его музыке. Поэтому, естественно, было странно, когда в год 100-летия композитора ни обо мне, ни о нашем дуо в Армении не вспомнили. Мы же провели юбилейные концерты Мастера в Вильнюсе и Риге.
— А есть ли у вас, профессора Латвийской музакадемии, армянские ученики?
— У меня немало замечательных воспитанников, которыми я горжусь. Один — молодой латыш Рейнис Зариньш, обладатель феноменальных данных, проучился много лет у меня и теперь стажируется в Иеле (США). Это концертирующий пианист с большими перспективами. В его репертуаре музыка А. Хачатуряна, А. Арутюняна. Руслан Пережило, которого я также воспитывал со школьной скамьи. В настоящее время он вместе с Анне Халликмаа, юной и динамичной эстонкой из моего класса, концертирует в Нидерландах. Молодые армянские музыканты у меня, к сожалению, до сих пор занимались только разок — пару лет назад в Ереване в рамках спонтанно организованного мастер-класса, разумеется, проведенного на благотворительных началах.
— Как вы думаете, может ли быть организован фестиваль фортепианных дуэтов в Ереване?
— При соответствующем финансировании, при интересе благотворительных фондов — почему бы и нет! Уверен — его проведение станет заметным и воистину праздничным событием для музыкальной культуры страны. Полагаю, что известные рояльные фирмы (скажем, "Ямаха") по такому случаю могут предоставить (и затем подарить Армении!) два современных, соответствующих мировым стандартам фортепиано. Что касается руководства программами, то я охотно возьму художественно-организационную миссию на себя — досконально знаю репертуар, ориентируюсь в современной исполнительской конъюнктуре. При нынешних телефонах и интернете нетрудно быть на связи и на большом расстоянии. Это решаемые вопросы.
— Благодарю вас, маэстро, за интересную беседу. Будем надеяться, что кто-то компетентный и патриотичный услышит нас и фестиваль фортепианных дуэтов в Ереване станет реальностью.