22 года усилий многих стран — членов ООН, дипломатических и политических переговоров принесли свои плоды: 14 сентября текущего года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав коренных народов, названную Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном "триумфом для коренных народов во всем мире". А президент ГА ООН Хейа Ал Халифа назвал результат голосования "главным шагом вперед к содействию и защите прав человека и фундаментальных свобод для всех".
Пожалуй, главное, на что необходимо обратить внимание: ООН, кажется, впервые в своей практике принимает правовые документы с учетом исторических реалий. До сих пор документы, регламентирующие межнациональные и межэтнические взаимоотношения, принимались исключительно на основе существующего в мире статус-кво, без учета истории.
Между тем именно историческая несправедливость становится основой и побуждающей причиной для подавляющего большинства межэтнических столкновений. Порабощенным народам до сего дня, как правило, приходилось выбирать из трех зол: полная ассимиляция, массовый исход и борьба, нередко вооруженная, за сохранение национальной идентичности. Декларация прав коренных народов становится первой серьезной попыткой авторитетнейшего межнационального (именно межнационального, а не межгосударственного, как часто и ошибочно воспринимают ООН. — Л. М. -Ш.) органа цивилизованного упорядочения отношений между коренными и некоренными в странах народами.
Второе. ООН, пусть пока еще косвенно, признала факт наличия в мире коренных народов, лишенных свободы на своей исторической родине и находящихся под политической и административной властью народов не коренных. Отметим, что, по данным ООН, общее количество представителей несвободных коренных народов превышает 370 миллионов человек. При этом не приходится сомневаться, что ООН учла далеко не все коренные народы, и принятая Декларация безусловно способствует повышению этнической самоидентификации у представителей многих "забытых" коренных народов. Наконец, правда, опять-таки косвенно, ограничивается право народов на самоопределение: им наделяются народы, имеющие на эту территорию историческое право. Подобный подход к праву народов на самоопределение лишает последних и без того шатких аргументов защитников принципа территориальной целостности государств. Таким образом, носящая исключительно гуманитарный характер Декларация была воспринята некоторыми странами в качестве политического документа.
Не удивительно, что против принятия Декларации прав коренных народов голосовали США, Канада, Новая Зеландия и Австралия. Аборигенов в этих странах трудно спутать с англосаксами. И речь не только об антропологических, языковых и других внешних признаках. К примеру, в тех же США по сей день существуют резервации для индейцев — бесспорных коренных жителей страны. Не более радостная картина с туземцами и в Австралии с Новой Зеландией.
Интересно другое. Из одиннадцати стран, воздержавшихся от голосования при принятии Декларации, четыре постсоветские республики: Россия, Украина, Грузия и Азербайджан. Все они в большей или меньшей степени имеют проблемы с населяющими их народами, которых трудно лишить статуса коренного. Чисто политические опасения привели их к неприятию исключительно гуманитарной Декларации. Симптоматично, но даже в комментариях по поводу Декларации прав коренных народов в этих странах стараются не цитировать наиболее "острые" статьи Декларации. Так, словно сговорившись, комментаторы из этих стран просто не упоминают статью 3 Декларации: Коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.В качестве "компенсации" за недомолвку — иначе просто станет непонятно, кому нужна эта Декларация — цитируется другая статья, позволяющая коренным народам самостоятельно использовать природные ресурсы на территории своего исторического обитания. Наиболее пространно на тему — почему Азербайджан не поддержал Декларацию — высказался депутат Милли меджлиса, заместитель председателя постоянной парламентской комиссии по обороне и безопасности, член политического совета правящей партии "Ени Азербайджан" Айдын Мирзазаде. "Дело в том, что под самоопределением, например, армянские сепаратисты Нагорного Карабаха и официальный Ереван понимают полное и безвозвратное отторжение оккупированных территорий Азербайджана. В случае, если бы мы проголосовали за этот документ, они могли бы воспользоваться этим".
В действительности в данном случае Азербайджан думал не о Нагорном Карабахе и не об армянах. В Баку прекрасно понимают, что реализовавшая 2 сентября 1991 года свое право на самоопределение Республика Арцах использовала — кроме естественного права, конечно — постулаты права международного, в частности, Декларации о правах человека, Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Все эти основополагающие документы международного права ратифицированы Азербайджанской Республикой, без чего, кстати, она не могла бы стать членом ООН. Кроме того, население НКР воспользовалось и законодательством СССР, государства, из состава которого вышла НКР. Бакинским политикам все это известно, как известна и противоправность своих попыток и требований присоединить древний армянский край к себе.
Азербайджан сегодня беспокоит другое: стремительный рост национального самосознания у живущих на левобережье Куры коренных народов этой республики. Речь о лезгинах, аварцах, цахурах, ингилойцах, удинах, шахдагских народностях, талышах, татах. . . Долгие десятилетия пребывающие в полном забвении, подвергающиеся насильственной тюркизации и дискриминации, эти народы в конце 80-х годов получили слабую и кратковременную возможность заявить о своем существовании. Однако, пробудившись от кошмарного сна, они сегодня все отчетливее и громче напоминают о своих правах. Правах коренных наследников края, истинных наследников нещадно отнимаемой у них богатейшей древней албанской культуры. В том числе и письменной. Написанной письменами, созданными для албанцев великим армянским просветителем Месропом Маштоцем. Известный современный лезгинский поэт Арбен Кардаш описывает мысленную встречу с далеким прошлым своего народа следующими строками:
Не ристалищ конский топот,
Шум и грязь,
Я великого Месропа
Слышал вязь.Между кочевниками-тюрками, впервые прибывшими на территорию, ныне именуемую Азербайджанской Республикой, и захватившими там власть пару веков назад, и коренными народами республики существуют огромные цивилизационные, культурные, религиозные и языковые противоречия. Взаимонепонимание между узурпаторами и коренными народами усугублялось еще и откровенным давлением на представителей коренных народов, запретами на учебу на родном языке, закрытием "национальных" мечетей, преградами в карьере и т. д.
В Азербайджане знают, конечно, о настроениях среди коренных народов. Знают и опасаются. Там предпочитают выдавливать и/или ассимилировать местные коренные народы, не оставляя им при этом ни малейшей возможности, в том числе и правовой, для реализации собственных прав. Бакинским историкам, да и не только историкам знакома сконцентрированная в "клятве Шалви" великая патриотическая сила лезгинских джигитов, известна приверженность аварцев свободолюбивому духу имама Шамиля. В Азербайджане помнят Талыш-Муганскую республику 1918-1919 годов, равно как и 1993 года.
В Баку помнят. Помнят и знают. Потому и пытаются в меру своих возможностей блокировать любые международно-правовые инициативы по приданию угнетенным народам мира равных со всеми прав. Одного только не учли тюрко-азербайджанские стратеги. Международное право рождается и корректируется волей народов. А с выраженной волей народов к свободе никому в истории еще не удавалось справиться.