Для пенсионера Мкртыча НАЛГРАНЯНА, обратившегося в "ГА" с просьбой помочь ему в распространении выведенного им сорта озимой пшеницы, в нынешнем сентябре наступила весна — в прямом и переносном смысле. Он засеял своими семенами один гектар земли, который, по его расчетам, должен дать небывалый урожай. А через три-четыре года, говорит дед Мкртыч, можно будет решить проблему зерновой независимости страны.
Все познается в сравнении
Отметим, что средняя урожайность зерна в республике составляет 2, 2т с одного гектара. На приусадебном участке селекционера, который не использует никаких удобрений, она составляет 15 и более тонн.
ОБЫЧНО НА ГЕКТАРЕ ЗЕМЛИ у нас принято сеять от 300 до 350 кг семян. Дед Мкртыч сеет 70-100 кг. Чтобы вырастить одну тысячу тонн зерна, необходимо возделать 300 га земли. По методу Налграняна эту тысячу можно получить на 70 га, сократив расходы на посев и уборку в 4 раза. Далее на сэкономленных 230 га можно получить еще более трех тысяч тонн зерна.
Счет зерна — великая наука, далекая от магии чисел. В августе авторитетная комиссия, приехавшая к Налграняну, на одном квадратном метре его участка насчитала 1573 колоса. Наугад сорванный колос был длиною 10 см, в нем было 69 зерен. В среднем получилось более ста тысяч зерен на одном квадратном метре. Позже мы с дедом Мкртычем на ювелирных весах уточнили, что в одном грамме его зерна находится 20 зерен, т. е. на одном квадратном метре урожай составляет более 5 кг. Не поверивший в эту цифру не поверит и в один килограмм, т. к. многие считают эти цифры невероятными: в Армении еще никто не получал 10 тонн с одного гектара.
КОМИССИЯ (К СОЖАЛЕНИЮ НЕОФИЦИАЛЬНАЯ) ПОВЕРИЛА М. НАЛГРАНЯНУ и приняла решение проверить его семена на деле, в поле, на одном гектаре, таковы правила производственного эксперимента. Существующий в селекции момент сомнения, когда никто не дает гарантии, в нашем случае не просто рисковый шаг, а знак внимания к творческому человеку из народа, знак, продиктованный духом перемен в нашей действительности.
К сожалению, засеять этот гектар помогли не первые лица, ответственные за хлебный вопрос страны. Это была частная инициатива государственно мыслящих людей. Позже мы назовем имена людей, которые поверили Налграняну и помогли поставить производственный эксперимент. . .Обе наши публикации о непризнанном народном академике (см. "ГА" "Поле чудес артикского селекционера" 14. 12. 2006г. и "Три миллиона драмов дороже трех миллионов зерна?" 19. 05. 2007г.) , судя по откликам, вызвали бурный интерес и страсти — "за" и "против". Последняя статья заканчивалась вопросом: "Сейчас Налгранян ждет встречи с министром сельского хозяйства Давидом Локяном. Может быть, министр сумеет определить, что дороже: 3 млн драмов или 3 млн тонн зерна?"
Давид Локян в один июньский день назначил встречу. Когда мы с Налграняном, взяв такси, отправились в Ереван, в дороге произошла легкая авария. Налгранян позвонил в приемную министерства, чтобы извиниться за опоздание. Ему ответили: хорошо, что не приехал — министра нет на месте. . . Но в Министерство сельского хозяйства с дедом Мкртычем мы все-таки попали — через полтора месяца. Ему пообещали по программе содействия сельскому хозяйству грант в размере двух тысяч долларов. Но денег дед Мкртыч так и не получил, хотя до сих пор надеется на государственную поддержку.
ПОЧЕМУ МИНИСТЕРСКОЕ ОБЕЩАНИЕ ПОВИСЛО В ВОЗДУХЕ? Ведь было же сказано Налграняну: "Ты говоришь — 15 тонн с гектара. А мы тебе говорим: дай 8 тонн, и мы тебе скажем спасибо". Лично мне кажется, что руководство Министерства сельского хозяйства не помогло селекционеру по той причине, что никто не нашел времени приехать и посмотреть на живой колос, не захотел прислушаться к голосу простого земледельца.
Один поверил — другой проверил
Народный артист Сос Саркисян, узнав о пшенице Налграняна из газеты, уговорил своего друга — бывшего министра сельского хозяйства Владимира Мовсисяна — посетить "поле чудес" Налграняна. Вместе с мэром Артика Амаяком Абраамяном они приехали к нашему селекционеру.
НЕ ПРОШЛО И ПЯТИ МИНУТ, когда, пощупав и попробовав зерно на зуб, Мовсисян объявил: "Твое зерно мне понравилось". Абраамян, увидевший колос, в котором было 69 зерен, добавил, что подобного нигде не видел. Именно Абраамян стал первым, кто сказал Налграняну: "Чем могу тебе помочь?"
Позже в кабинете артикского мэра в присутствии С. Саркисяна и В. Мовсисяна была составлена технологическая карта, точнее, смета. А. Абраамян из городской казны выделил 400 тыс. драмов на эксперимент.
УЗНАВ О ГОТОВЯЩЕЙСЯ ПУБЛИКАЦИИ, М. Налгранян попросил никого не критиковать, наоборот, написать о том, как признателен всем, кто ему помог. Но я-то знаю: дед недоволен. Во-первых, говорит он, на две недели задержался посев; во-вторых, дед сейчас трудится над сооружением небольшой дамбы и роет трехсотметровый канал, чтобы провести воду к полю — за эту работу ему никто не собирается платить. Но больше всего его ранило заявление особы из Совета старейшин муниципалитета, заявившей: "Вернешь деньги, если не получишь обещанный урожай".
И в-третьих, уже второй месяц в доме Налграняна отключен телефон — нет возможности оплатить переговоры. 2-3 млн драмов, которые просил он у государства, должны были пойти на масштабный эксперимент — без оглядки на мелочные расходы.