Логотип

МИФЫ, КОТОРЫЕ НЕ РАБОТАЮТ

В преддверии президентской кампании в политическое поле искусно вброшена интрига — вступит ли экс-президент в предвыборную борьбу? Нужно признать, что сам Л. Т. -П. своим глубокомысленным молчанием и внезапно вспыхнувшей страстью к встречам с избирателями охотно поддерживает накал ожиданий. И в День независимости в краткой речи перед микрофоном он кое-что сказал, но, не поставив точку, только обострил интерес. Тем более что пусть немногочисленная, но восторженная толпа с нетерпением ждет, когда "вождь" произнесет вожделенное "да".
Я не берусь делать скоропалительных выводов, знаю, что любое решение можно и опровергнуть, и обосновать. Только хотелось бы напомнить, что всякое сравнение хромает, не любое молчание — золото, и, наконец, есть предупреждение писателя-классика: "Позолота снимается, свиная кожа остается!"
Артур Багдасарян, который в 1995 году посвятил Л. Т. -П. целую монографию, сравнив его с де Голлем и Черчиллем, потом отрекся и от него, и от АОД, а сейчас лихорадочно прикидывает, как бы пристроиться к команде бывшего шефа. Но он может успокоиться — раздваиваться не придется. Даже если гипотетически допустить невероятное — Л. Т. -П. придет к власти, ни его, ни приверженцев старого и нового АОД не окажется вблизи трона. Так не бывает. История заднего хода не знает. И де Голль, и Черчилль не повторяли себя.
Феномен Карена Демирчяна пусть никого не вводит в заблуждение. При всем уважении к памяти достопочтенного Карена Серобовича, признаем, что количество голосов, завоеванных бывшим первым секретарем Компартии, объясняется в первую очередь ностальгией по сытым и светлым временам. Какая же тоска по холодным и мрачным зимам 1992-94гг. должна вернуть к власти Л. Т. -П. ? Чушь собачья. . .
И все-таки я допускаю, что Л. Т. -П. может войти в предвыборную гонку. Он намекнул: ". . . кондиция еще не созрела". Выражусь, может быть, цинично, но ясно: если за оставшиеся 2-3 месяца произойдет политическая сделка — сговор с власть имущими. Меня могут спросить — откуда такие сведения? Успокойтесь, нет у меня никаких сведений — такова логика политической не борьбы, а игры. Нужна видимость политической борьбы — оппозиции ведь нет, а это прекрасная возможность создать видимость. Вот и все. Об остальном можно договориться, поделиться. . .
И пусть (ради бога!) Л. Т. -П. открывает рот и говорит, что у нас в республике расцветает коррупция, правит не закон, а каноны уголовного мира — все и так знают, что это правда, а восторженная толпа поаплодирует за это "откровение" и понадеется, что грабители, присосавшиеся к кормушке, будут убраны, придут некоторые из тех, кто еще в начале 90-х научился грабить страну, но еще не насытился. . . Впрочем, в основном они не вернутся, придут другие. . .
Теперь о некоторых высказываниях Л. Т. -П. Он сказал, что главная политическая проблема — это Нагорный Карабах. Правильно сказал. Даже признание Геноцида прямо корреспондируется с этой проблемой. От этого зависит само существование Армении, ее самоидентификация. Нагорный Карабах — единственная реальная компенсация армянского народа за все ужасы и испытания XX века. Но при этом Л. Т. -П. признается, что проблема зашла в тупик и он не знает, как ее решить. Если это действительно так, как можно претендовать на первый политический пост в стране? Но обоснование прелюбопытное — Азербайджан ужесточает свои требования. И далее признание: "Азербайджан никогда не пойдет на компромиссы". Л. Т. -П. не настолько наивен — он знает, что его слова рассчитаны не только на внутреннее потребление. Завтра в Азербайджане их возьмут на вооружение. Только они в этой подсказке не нуждаются и всегда были неуступчивыми. Спрашивается: а что, во времена Л. Т. -П. Азербайджан был готов на компромиссы?. . Не надо никого вводить в заблуждение.
Политическая мысль и в Армении, и в Азербайджане примирилась с реальностью, что по крайней мере на ближайшее время никому в мире (имея в виду прежде всего державы) невыгодно окончательное решение карабахского конфликта. Ни в пользу Армении, ни в пользу Азербайджана. Выскажу даже крамольную мысль — не только Ирану, даже Турции не нужно разрешение конфликта в пользу Азербайджана. Неустойчивое положение в интересах всех, кроме разве самих Армении и Азербайджана. Не стану расшифровывать этот тезис — пусть каждый призадумается, почему и как.
А вот как быть нам самим? Быть готовыми к любому варианту, но прежде всего благоустраивать жизнь и в Армении, и в Нагорном Карабахе. Быть готовыми к дипломатическим маневрам. И наконец, пора все-таки извлекать уроки из собственных ошибок.
Одну из ошибок я все-таки укажу, она имела место в 1989 году и связана именно с Нагорным Карабахом. Впервые в истории советского государства в Конституцию СССР фактически внесли беспрецедентную поправку. Был учрежден Комитет особого управления во главе с А. Вольским, то есть по сути автономная область оказалась выведенной из состава Азербайджана. То, что этот комитет подвергался обструкции со стороны Азербайджана, — объяснимо. Но то, что на него набросился комитет "Карабах" в Ереване, — непостижимо. Осажденный со всех сторон, Комитет особого управления сдался и был вскоре упразднен. Теперь представьте, если бы он сохранился к 1991 году, к моменту развала СССР. Ведь тогда в качестве самостоятельного субъекта Нагорный Карабах мог бы войти в состав СНГ? И не было бы войны в Карабахе — не мог же напасть Азербайджан на субъекта, которому покровительствовала "грозная Москва"?
Поняли ли мы, наконец, что всеми нами (и мною) любимый комитет "Карабах" думал вовсе не о судьбе Карабаха, а значит, армянского народа, а только о том, как бы развалить само государство на обломках его поймать "жар-птицу" и прийти к власти? И поймал. И пришел. Чтобы с треском провалиться. А теперь экс-президент хочет еще раз войти в ту же реку, не замечая, что русло высохло и в мифы сегодня не верят.