Логотип

БЮДЖЕТ-2008

От управления затратами — к управлению результатами
Не секрет, что бюджет РА на 2008г. — это геополитика, геоэкономика и геостратегия. Это значимость страны в международных, в том числе и региональных отношениях. Бюджет, как лакмусовая бумага, отражает эффективность государственного устройства и политической системы Армении.
Структура расходной части государственного бюджета — это фактически основные функции и обязанности государства перед армянским народом, народом, который создал это государство 16 лет назад.
Сегодня проблемы экономического спада сменились проблемами экономического роста, которые зачастую являются даже более сложными и требующими иного уровня понимания стоящих перед правительством задач. Оно должно проводить взвешенную, последовательную макроэкономическую политику. Критерием же эффективности деятельности нынешнего правительства (не забудем, что оно коалиционное + "Дашнакцутюн") может быть его бюджетная политика.
Не секрет, что наши предшествующие республиканские бюджеты были по существу идентичны: все они буквально воспроизводились под копирку, включая ошибки в оценках и прогнозах. Сегодня экономический рост в Армении ставит перед экономической властью проблемы, решение которых невозможно без четкого определения целей и тактики макроэкономического регулирования. В этой связи госбюджет и денежно-кредитная политика Центрального банка Армении как раз и являются двумя наиболее эффективными инструментами макроэкономической политики. Не случайно по поводу методов их использования и идут наиболее острые дискуссии. К сожалению, и в данном законопроекте (проекте бюджета на 2008г.) не реализованы те новые подходы, которые на страницах "ГА" неоднократно предлагались (об этом речь пойдет дальше).
Второй инструмент макроэкономической политики (после бюджета) , как было сказано, это денежно-кредитная политика ЦБ страны. Речь идет не просто о курсе драма, процентных ставках, режиме вывоза и ввоза капиталов, сальдо внешнеторгового баланса и так далее. Вопрос стоит так: должно ли правительство с помощью инструментов денежной политики поддерживать на должном уровне конкурентоспособность экономики или это забота исключительно самих субъектов хозяйственной деятельности? Пока в нашей стране денежно-кредитная политика больше смахивает на политику поддержки интересов тех или иных олигархических групп. В этой связи предлагается ввести в оборот словосочетание — конкурентоспособность Центрального банка Армении. Конкурентоспособность ЦБ — это его эффективность. Не может быть "сильной" бюджетной политики без критерия эффективности Центрального банка. Для усиления роли ЦБ в экономической политике необходимо решения по отчету ЦБ и по денежно-кредитной политике утверждать в Национальном Собрании. Возможны два варианта — постановление или закон. . .
Почему Армения не следует проверенным образцам, сразу и не понять, тем более что наши бюджетно-экономические руководители старательно всем внушают, что избранный ими путь — единственно правильный и выгодный для страны. Стоит заметить: когда нынешние "азиатские драконы" переживали трудные периоды, в них вводились драконовские валютные режимы. Собственно, благодаря этому они и стали в короткие сроки "драконами".
Попытка изменить принципы формирования бюджета предпринимались еще на рубеже 70-х годов в Госплане СССР (кстати, в нем было меньше чиновников, чем в Министерстве экономики и финансов Армении) , когда разрабатывалась система целей и оценочных показателей. Впервые бюджетная революция была предложена автором этих строк в 2005г. Собственно говоря, предлагалось перейти от традиционного сметного формирования бюджета к целевому, предполагающему, что расходы предстоящего периода будут распределяться не исходя из базы с индексацией и коррективами, вносимыми по ходу взаимодействия различных ведомств, а на основе внятно сформулированных целей, выбранных приоритетов и оценок затрат на продвижение к той или иной цели.Предлагаемый переход — крайне важное и перспективное направление бюджетной политики. Этот путь прошли многие страны, включая Литву, Латвию и Эстонию. Первыми ощутимыми и результативными шагами в этом направлении является формирование двух комиссий — правительственной и парламентской. Членами и руководителем парламентской комиссии должны быть представители оппозиции (кстати, было бы в высшей степени справедливо, если бы председателем постоянной комиссии по бюджету был один из лидеров оппозиционных фракций. В связи с этим необходимо поднять вопрос о внесении изменений в закон о регламенте).
Названные комиссии должны требовать от республиканских министерств и ведомств описывать свою деятельность не в терминах сметы (то есть требовать бюджетные ассигнования на финансирование штатного расписания, коммунальных расходов, капитального ремонта и других статей) , а формировать бюджет, ассигнования в котором ориентированы на оказание конкретных государственных услуг. Сегодня же можно быть уверенным, что 98% министерств, начиная с Минэкономики и финансов, не в состоянии внятно сформулировать, на какой конечный результат ориентирована их деятельность, с какими целями расходуются бюджетные средства, какие задачи решаются с помощью использования собственных полномочий.Минэкономики и финансов, например, продолжает работать в обычной бюрократической системе координат, обе оси которой направлены на расширение собственного влияния. Вне зависимости от того, нужно оно стране или нет. Поэтому вмешательство экспертов в деятельность министерства воспринимается очень болезненно. Но при таком подходе бюджет, который "готовит" министерство, получается вещью в себе, непосредственного отношения к политике государства не имеющей. В странах Балтии бюджетирование четко работает на конечный результат только в том случае, если разделены три функции: целеполагание, исполнение бюджета и контроль. Если их совместить, то происходит конфликт интересов, и вся система начинает работать только на сохранение статус-кво. Это как раз то, что мы имеем сегодня в бюджетной политике Армении.
Огромной работы предлагаемая реформа потребует от Национального Собрания. В Эстонии, например, до двух третей рабочего времени в парламенте тратится на бюджетно-экономические вопросы, а министры отчитываются перед депутатами под неусыпным присмотром прессы. . .