День выборов в парламент давно позади. Местные и зарубежные наблюдатели за выборами следили, их оценили и высказали свое мнение. Отзывы в основном положительные. Большая часть общества успокоилась, выборные страсти в основном улеглись. И хотя прошло уже 5 месяцев, как непосредственный участник избирательного процесса считаю важным изложить "взгляд изнутри", особенно учитывая близость президентских выборов.
Во время парламентских выборов я был членом местной избирательной комиссии N9/27, расположенной в ереванском детском саду N192 в Ачапняке. Непосредственно избирательный процесс для нас, членов комиссии, начался 11 мая. Мы собрались утром у избирательного центра N9 на столичном проспекте М. Маштоца. И там узнали, что один из членов местной комиссии — представитель судебных органов заболел и не сможет участвовать в работе, а заменить его времени нет. Таким образом, из 9 нас осталось 8 человек. В тяжелом и изнурительном процессе, где все роли четко расписаны, значение даже одного человека довольно велико.
У избирательного центра N9 пришлось долго стоять, ждать своей очереди. Через пару часов бюллетени и другие атрибуты получены, мы выезжаем на участок и приступаем к работе. Примерно по 2100 бюллетеней каждого списка должны подписать по три человека, т. е. каждый должен подписаться 2100 раз. Одновременно постоянно подходят и регистрируются доверенные лица и наблюдатели. Из наблюдателей надо отметить активность ОО "Выбор за тобой", остальные были более пассивны и незаметны. А днем на 10-15 минут появились и наблюдатели от ПАСЕ.
Наконец вся работа по обустройству закончена, все бюллетени подсчитаны, подписаны, перевязаны по 100 штук, подсчитаны также и конверты к ним. Все уложено в сейф, опечатано и сдано полицейским. Где-то примерно в 10-11 часов вечера мы расходимся, договорившись встретиться утром в 6-6. 10.
Ранним утром 12 мая все 8 человек в сборе. Проверяем печати на сейфе, открываем его, изымаем бумаги, быстренько выбираем членов комиссии, выдающих бюллетени, сверяющих по списку и дежурных у избирательных ящиков. Свободные члены комиссии будут подменять уставших, дежурить у дверей — контролировать поток избирателей и т. д. и т. п.
Несколько слов о работе партий. Наибольшей активностью отличались представители именно тех партий, которые и прошли в парламент: Республиканской, "Баргавач Айастан", АРФ "Дашнакцутюн", "Оринац еркир" и "Наследие". Максимальной активностью и организованностью отличалась Республиканская партия. Ее представители как в местной избирательной комиссии, так и доверенные лица работали в поте лица. Регулярно подъезжали партийные активисты, вызывали своих представителей и после короткого обмена мнениями удалялись. А мобильные телефоны представителей РПА трезвонили не умолкая. Чувствовалось, что всю эту бурную деятельность координирует и контролирует некий мощный штаб, явно хорошо обеспеченный квалифицированными кадрами и финансовыми средствами, а также транспортом и средствами связи.
Отдельной похвалы заслуживает работа активистов партии "Баргавач Айастан". Хотя партия и не имела представителей в избирательной комиссии, но отлично организовала работу своих доверенных лиц. Кстати, доверенные лица были в основном из местного населения и имели массу знакомых из числа избирателей.
АРФ "Дашнакцутюн" в комиссии представлял я, а доверенные лица были большей частью молодые люди. Считаю, что мы свою работу организовали и провели хорошо и выглядели не хуже других.
Партия "Оринац еркир" была представлена одним членом избирательной комиссии и рядом доверенных лиц. Представитель "ОЕ" в местной избирательной комиссии, некая Аничка Мшецян, заслуживает того, чтобы остановиться на ее работе подробнее. Она отличилась абсолютным недоверием ко всем и постоянной готовностью конфликтовать и раздувать мелкие споры до уровня принципиальных проблем. Мадам Мшецян была абсолютно уверена, что все куплены республиканцами и главная цель работы всей комиссии состоит в недопущении ее партии в парламент.
Партия "Наследие" не была представлена в комиссии, а доверенным лицом был один парень из, если не ошибаюсь, Ехегнадзорского района. Его никто не заменял и не помогал. Он был, кстати, доверенным лицом также партий "Республика" и "Новые времена". Он больше всех доставлял беспокойства председателю комиссии своими требованиями и вопросами. В частности, одним из требований было каждые полтора часа выдавать ему официальную справку с печатью о числе проголосовавших. Он своего добился — справки ему исправно выдавали.
СМИ были представлены одной довольно настырной журналисткой из газеты "Айк", которая вела диктофонную запись всех разговоров и постоянно фотографировала, чем раздражала всех и создавала нервозную обстановку. Тем не менее никто не мог запретить ей делать свою работу.
Весь избирательный процесс в течение двух суток 11 и 12 мая проходил в атмосфере полного недоверия и подозрительности. Никто никому не доверял, все следили за конкурентами, а все сообща и по отдельности следили за действиями избирателей. Боялись различных нарушений: выборной "карусели", подтасовки результатов, агитации в избирательном центре и т. д. И если на выборном участке нам удавалось контролировать ситуацию, то вне участка эти явления очевидным образом имели место. Избиратели стояли группами и горячо обсуждали ситуацию. Активно работала так называемая транспортная карусель, когда открыто решалось, кого послать на машине и кого еще привезти голосовать. Имея большой опыт выборной работы, мне тем не менее не приходилось видеть такого большого количества немощных стариков, инвалидов и просто мало дееспособных граждан, горячо желающих "исполнить свой гражданский долг". И всем этим горе-избирателям кто-то помогал голосовать, поскольку своим несчастным видом они демонстрировали полную несостоятельность и абсолютное непонимание, что от них требуется. Их под руки приводили, от их имени голосовали и так же уводили. Все было в пределах закона, и мы не могли вмешиваться.
Долгий день 12 мая подходил к концу, и наконец в 20. 00 избирательный участок закрыли. Дальнейший ход процесса, может быть, не так известен избирателям, но не менее четок и прост. В первую очередь комиссия опечатывает ящик для голосования (в том числе закрывается щель для бюллетеней). Затем проводится учет остающихся в зале. Для окончательной работы могут остаться только члены избирательной комиссии и по одному доверенному лицу от каждой партии (или блока партий) и кандидата в депутаты, а также наблюдатели и представители СМИ. Полицейские закрывают участок изнутри.
Всю работу по подсчету голосов проводят члены комиссии, но любое доверенное лицо или наблюдатель может вмешаться и проверить тот или иной бюллетень. Комиссия располагается вокруг рабочих столов, чуть поодаль — все остальные участники процесса. В первую очередь считают количество проголосовавших избирателей по списку, далее гасят оставшиеся бюллетени и конверты (обрезают краешек). И начинается непосредственный подсчет голосов. Сначала открывается ящик пропорционального голосования. Председатель комиссии достает по одному конверту, вскрывает его и оглашает результат голосования — всего около 1100 бюллетеней. За каждую партию бюллетени складывают в отдельную стопку. Отдельно складывают недействительные бюллетени. Затем то же самое делается с ящиком мажоритарного голосования. Все этапы процесса оформляются соответствующим протоколом.
Подсчет голосов прошел более или менее спокойно — без серьезных конфликтов. К 4. 30 утра 13 мая все было закончено. Все бюллетени подсчитаны, протоколы подписаны, все загружено в мешки, мешки опечатаны. Оставалось отвезти и сдать в окружную избирательную комиссию мешки с результатами голосования, печать и другие реквизиты. И тут началась еще одна, детективная часть нашей работы.
Было решено, что мешки отвезут сдавать председатель комиссии, его заместитель и я как член комиссии. Нам предстояло отвезти мешки в окружной избирательный центр N9, расположенный в районе проспекта М. Маштоца. Автомобилей было три: председателя комиссии, его знакомого и патрульная машина полиции. Мешки погрузили в автомобиль председателя, туда же сели двое полицейских для сопровождения. Остальные сели во вторую машину, и кортеж начал выезжать с территории детсада. Мгновенно наш путь перерезала какая-то белая "Нива", которая стала разворачиваться на пятачке. После небольшой заминки выехали на дорогу. Через некоторое время мы заметили, что белая"Нива" неотступно следует за нами. Удалось рассмотреть в окне белой "Нивы" уже запомнившийся профиль мадам Мшецян: "ОЕ" зорко отслеживал маршрут нашего движения.
Обобщая, хотелось бы сказать следующее. На мой взгляд, нынешняя избирательная процедура действительно наиболее демократичная и эффективная, она резко затрудняет и ограничивает возможность подделать, подтасовать или изменить результаты голосования. У доверенных лиц, наблюдателей и представителей СМИ резко прибавилось прав и возможностей контролировать процесс.
Главный и важнейший вывод из последней выборной кампании таков: если интересы партии или кандидата в депутаты активно поддерживает хотя бы один из организаторов и активных участников избирательного процесса (то бишь член комиссии, доверенное лицо, наблюдатель, работник СМИ) , то практически невозможно изменить результаты в пользу противной стороны. Мелкие нарушения, как, например, учет или неучет того или иного бюллетеня из-за мелких неточностей или оплошностей, находятся в пределах статистической ошибки. Аналогичные нарушения возможны при любом варианте выборного процесса в любой стране.
Изменить результаты голосования возможно лишь при одном гипотетическом варианте: если все сговорятся между собой, что даже теоретически трудно представить. Но даже в этом случае невозможно изменить списки голосующих и все бюллетени.