Логотип

ХОСРОВ ЛЕЧИТ РАНЫ — ОТСТРЕЛ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Если бы в советские годы успели провести второй этап расширения заповедника, подобных проблем удалось бы избежать
Большая часть видов растительного и животного мира Армении представлена в самом крупном в нашей стране Хосровском заповеднике. Более того, в пределах заповедника сохраняются эндемические виды животных, характерные только для нашей страны, — армянский муфлон и безоаровый козел. Если вопрос сохранения заповедника вообще уже решен, то нельзя утверждать, что проблем у него нет. В прошлом году частники "откусили" у заповедника урцасарский участок под организацию там охоты.
Хосровский заповедник площадью в 14, 6 тысячи гектаров получил таковой статус еще в 1958 году. А в 1985 году территория заповедника была увеличена до 29, 2 тысячи га, где сохранялось 1800 видов растительного и 210 — животного мира. В 2006 году решением правительства из площади заповедника был исключен Урцасарский горный хребет в 5, 3 тысячи гектаров и передан частной организации "Сафари". На этой территории организована любительская охота.
Беспрецедентное решение правительства, возможно, объясняется тем, что одним из учредителей "Сафари" является в прошлом депутат парламента, ныне марзпет Вайоцдзорской области Вардгес МАТЕВОСЯН.
"Между нами говоря, Урцасар находится на пути миграции животных заповедника. Армянский муфлон — предок овцы размножается лишь на Урцасарском хребте", — делится с нами замдиректора Хосровского заповедника по сохранению В. БАРСЕГЯН. Тем не менее особого сожаления в его голосе не чувствуется, поскольку в целом заповедник находится сегодня в несравнимо лучшем положении, нежели в начале 90-х годов. "В 90-е годы Хосровский заповедник многое потерял. Если сотни солдат с боевым оружием месяцами жили на территории заповедника, то рассказывать о потерях считаю лишним. Сами представляете", — отмечает В. Барсегян. В этот период был истреблен не только животный мир, но и большой объем леса.
Конечно, в малых масштабах, но истребление редких видов животных, занесенных в Красную книгу, продолжается и сейчас. В частности, на сайте www. safariinternational. com можно найти любопытную информацию об услугах, которые предоставляются любителям охоты в разных странах мира, в том числе и в Армении. "Организуем охоту на безоарового козла в двух признанных наилучшими зонах Армении, у Джерегийска, где также можно охотиться на медведя в осенний период. . . а охота на муфлона организована в горах в зоне Мегри, приблизительно в 500 километрах от Еревана. Охотятся, подкарауливая животных на водопоях или выслеживая на высоте от 2000 до 2500 метров. Обычно, чтобы добиться хорошего трофея, необходимо охотиться от 3 до 5 дней. Проживание предоставлено в маленьких гостиницах в зоне охоты, а также в палатках, когда охотятся на муфлона, или при комбинированной охоте" — информирует посетителя данная интернет-страничка. Здесь указаны также цены на отстрел того или иного вида животного: 6/5 дней охоты, включая отстрел 1 горного козла, — 5, 9 тыс. евро, 6/5 дней охоты, включая отстрел 1 муфлона, — 7, 9 тыс. евро, за отстрел краснокнижного армянского муфлона охотнику придется уплатить сверху еще 4 тыс. евро, а за безоарового козла — плюс 3, 5 тыс. , столько же за убитого кавказского медведя.
Содержит сайт и любопытную фотоинформацию. В частности, в числе прочих "героев" охоты здесь можно встретить и фото марзпета Вайоц Дзора Вардгеса Матевосяна на фоне убитого армянского муфлона. Цинизм этой ситуации сводит на нет желание информировать нашего читателя о Хосровском заповеднике более подробно. Но все-таки. . .
По словам В. Барсегяна, случаев браконьерства на территории Хосрова не зафиксировано. За пределами заповедника его сотрудниками были пресечены попытки нарушения правил охоты. Все они запротоколированы и переданы соответствующим инстанциям. Таковых случаев в текущем году было зафиксировано 5-6. "Охота собственно на территории заповедника не может иметь места, в противном случае наша работа за все эти годы, все наши усилия, таким образом, будут равны нулю", — утверждает В. Барсегян. Он также отрицает какую-либо экономическую и хозяйственную деятельность на территории заповедника. Общинные земли — к примеру, села Ехегнаван — вклиниваются в территорию заповедника. Почти 40 га общинных земель по решению правительства были отчуждены под строительство коттеджей. Хозяйственная деятельность мешает заповеднику, но юридически все правильно получается, поскольку застраиваются не входящие в территорию Хосрова общинные земли. "Если бы в советское время успели провести второй этап расширения территории заповедника, подобных проблем удалось бы избежать. Теперь же это для нас большая головная боль", — отмечает В. Барсегян.
Дело в том, что в рамках второго этапа расширения площади Хосровского заповедника планировалось исключить различные "языки" общинных земель, вклинивающихся в территорию собственно заповедника. Карта Хосрова вся изрезана этими "языками", а 4 ее участка — Хосров, Хачадзор, Какаваберд и Гарни и вовсе не стыкуются друг с другом.
Подобная ситуация не способствует беспрепятственной миграции животных как внутри самого Хосрова, так и между различными охраняемыми в Армении территориями. Как отмечает представитель организации "Фонд взаимодействия критических экосистем" Мгер ШАРОЯН, в рамках программы по сохранению армянского муфлона и безоарового козла планируется организовать беспрепятственное перемещение животных как по самой Армении, так и по всему региону. "Основные проблемы — это урбанизация и браконьерство. Наша организация содействует повышению информированности активно вмешивающихся в природные процессы сторон. К примеру, планируем наладить сотрудничество и с Министерством обороны, поскольку животные на путях миграции отстреливаются с военных постов на границах", — рассказывает М. Шароян.
В задачу коллектива Хосровского заповедника в первую очередь входит восстановление и сохранение биоразнообразия заповедника и проведение научных исследований. Любопытен метод исчисления поголовья животных. Когда выпадает первый снег, коллектив заповедника делится на группы, каждая из которых проходит по определенному маршруту. По выявленным на свежем снегу следам исчисляется и поголовье различных видов животных. "Нельзя утверждать, что в результате подобного мониторинга мы получаем абсолютные данные, но методика довольно распространенная и позволяет получить нам соответствующие научным исследованиям цифры", — утверждает В. Барсегян. К примеру, если раньше популяция бурых медведей составляла 37-40 особей, то в настоящее время их количество возросло до 70. Стада армянских муфлонов или безоаровых козлов от 10-16 возросли до 100-150 особей. Возросло и количество видов птиц — от 145 видов до 180-184.
Рост количества видов животных зависит не только от эффективности работы администрации заповедника. "Сегодня у нас появляются ранее не обитавшие на подобных высотах виды животных. К примеру, дикобраз, характерный для Мегринского региона с его умеренным климатом, или гюрза, ранее обитавшая на территориях ниже 1300 метров от уровня моря. Сегодня мы ее встречаем на высоте более 2 тысяч метров. Все это свидетельствует об активном процессе опустынивания нашей природы", — утверждает В. Барсегян.
Перед нашей страной стоят серьезные вызовы, в масштабах которых меркнут проблемы сохранения даже уникальных видов животных. Однако необходимость решения масштабных задач не должна умалять проблемы сохранения природы. Тем более если у людей, призванных решать масштабные проблемы, находится время и желание поохотиться на Урцасарском хребте — естественной среде комплекса Хосровского заповедника.