Логотип

АВТОРИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ В АРМЕНИИ ОПРАВДАННА,

считает заведующий кафедрой социологии ЕГУ Артур МКРТЧЯН
— Парламентские выборы 2007 года стали историей. Можно ли говорить о позитивных изменениях в политической системе Армении исходя из предвыборной кампании и результатов самих выборов?
— На мой взгляд, политическая система Армении прибрела за последнее время яркие контуры, характеризующиеся определенным набором свойств. С точки зрения веберовской концепции "политического господства" у нас сложилась авторитарная демократия, что в нынешних геополитических условиях вполне оправданно. Общественная система Армении на протяжении многих лет существует в ситуации "ни войны ни мира", как это, к примеру, происходит и в Израиле, где общественные процессы в течение более полувека в значительной мере подвержены влиянию милитаризированности. Это естественно при постоянной угрозе войны, не позволяющей уделять больше внимания решению иных проблем. Бесспорно, роль армии как гаранта безопасности заметно возросла, что в свою очередь создало реальные предпосылки для решения стоящих перед страной насущных задач. В этом смысле авторитарная демократия в целом соответствует требованиям сложившейся общественной системы.
— Социологические исследования констатируют наличие в обществе апатии. Какую угрозу таит в себе это явление?
— Если гражданин не идентифицирует себя с государством и в обществе нет социальной солидарности, то может возникнуть прямая угроза национальной безопасности, ибо снижается степень готовности защищать страну. Следовательно, все наши проблемы должны решаться и рассматриваться исходя из необходимости содействия повышению боеспособности армии, пользующейся наибольшим доверием общества и являющейся гарантом безопасности каждого гражданина. Кроме того, за прошедшие годы сформировался очень низкий уровень доверия граждан к политическим институтам и структурам власти. Неопределенность тяготит людей, порождает чувство озабоченности, тревоги и недовольства.
— Проявляются ли в этом различия в плане восприятия демократии в странах Европейского Союза и в большинстве постсоветских стран, в частности в Армении?
— На Западе демократия воспринимается рядовым гражданином как реальная возможность участия в принятии политических решений. У нас же, говоря о демократии, многие в первую очередь имеют в виду свободу действий, свободу волеизъявления.
В этом плане следует отметить, что авторитарная демократия таит в себе и опасность возврата к тоталитаризму, если уровень общественных субординационных иерархических связей выйдет за допустимые рамки и будет превалировать над уровнем координационных непосредственных связей. Тоталитарная система правления, на мой взгляд, может стать непосредственной угрозой существованию Армении и безопасности нашего народа, так как не способна адекватно реагировать на имеющиеся вызовы. Любая общественная система должна содержать механизмы, позволяющие проявлять гибкость, а тоталитаризм при всей своей устойчивости лишен гибкости. С учетом сложившихся в Армении за последние годы условий можно и нужно предотвратить переход к тоталитаризму посредством совмещения авторитарной демократии и правового государства, процесс построения которого в нашей стране, к сожалению, еще не завершен. Авторитарный лидер должен быть легитимным лидером и проявлять эффективность при принятии и особенно при осуществлении своих решений с обязательным учетом правовой основы.
— Почему в Армении партийное строительство в большой степени основывается на личностях, а не на идеологии?
— Почти все армянские партии в сущности являются авторитарными и на протяжении долгих лет представлены одними и теми же лидерами — без ротации и вливания новых молодых лиц. Такая закрытость партий в итоге может привести к их вырождению. Уверен, для становления действенной политической системы необходимо наличие на арене крупных, а значит, и влиятельных политических сил, имеющих свои четкие ниши в политическом спектре общественной системы. Преобладание мелких, не имеющих социальной опоры разобщенных партий препятствует развитию, скажем так, политического сектора страны. В этой связи, думаю, необходимо внести ряд серьезных поправок в действующее законодательство.
— Каковы с учетом сказанного тенденции развития политической системы Армении?
— В ближайшие годы она останется асимметричной — с наличием сильной партии власти и слабой оппозиции. Такая ситуация, к примеру, была свойственна ФРГ, где с 1949 до конца 60-х гг. правящей была одна партия. Постепенная стабилизация общества приведет к сбалансированности и политической системы, где будут доминировать несколько крупных организованных политических партий, которые, имея отличную друг от друга идеологическую направленность, попеременно будут сменять друг друга у руля власти.
Новосформированный армянский парламент в свете конституционных изменений способен реализовать ожидаемые обществом положительные политические преобразования. С рациональной точки зрения решения, принятые узким кругом лиц, не могут быть эффективными и гибкими, если иметь в виду лишь техническую сторону вопроса. Насколько же парламент сможет справиться с новыми для себя функциями, в частности по принятию широко и всесторонне обсужденных политических решений, покажет время. Хотелось бы верить, что новый парламент в этом отношении будет эффективнее прежнего.