В былое время нынешний ноябрь отметили бы с большой помпой в качестве 90-летнего юбилея Октябрьской революции. Однако в ноябре был еще один памятный день — милиции, который сохранился в российской действительности. Отмечают его по профессиональной традиции и многие армянские стражи порядка старшего и среднего поколения.
С 10 ноября 1917 года, когда был принят декрет "О рабочей милиции", ведет свою историю современная российская милиция, и сегодня есть основания поздравить ее с 90-летним юбилеем, а также вспомнить тех наших соотечественников, которые, внесли вклад, в частности, в деятельность легендарного МУРа. В книге "Московский уголовный розыск", вышедшей к прошлой круглой дате (80-летию) , упомянуты двое армян: ветеран, генерал-майор Эдуард Еремеевич АЙРАПЕТОВ и ныне действующий старший оперуполномоченный оперативно-сыскной группы Владимир Александрович МАРТИРОСОВ. Предлагаем вниманию читателя отрывки из очерков о них.
Особое задание
Помощник Брежнева, весьма строгий чиновник, поведал капитану "леденящую душу историю" о том, как председатель Президиума сам взял трубку городского телефона и его обложили матом. С тех пор, хотя номер менялся дважды, по нему звонит некто и несет по кочкам будущего вождя страны.
— Леонид Ильич, — вздохнул помощник, — уже сам трубку этого телефона не поднимает.
— А что, звонит по этому номеру одно и то же лицо?
— Матерится один и тот же, но есть и много других звонков. Скажем, просителей, которые приезжают в Москву. Как они достают закрытый номер, ума не приложу?!
В тот же день на городской телефонной станции появился новый телефонист. Девушки, работающие на коммутаторе, бегали смотреть на симпатичного сыщика, сидящего с наушниками у отдельного коммутаторного блока.
Через три дня Айрапетов вычислил, что все звонки идут из автоматов Дзержинского района, рядом с Грохольским переулком.
Наконец у Эдика созрел план. . .
Звонок раздался в четырнадцать часов. Женский голос ответил:
— Аппарат товарища Брежнева.
— Брежнев. . . — прошипела трубка.
— Минуточку, сейчас соединим. . .
А капитан уже в это время давал по рации команду на захват.
— Да, — ответил в трубке густой бас.
— Ты сука, Брежнев. Ты. . .
Договорить он не успел, оперативники скрутили хулигана.
Задержанный был настолько перепуган, что рассказал все сразу. С Брежневым у него были счеты еще с войны, а номер телефона он купил за сотню на площади трех вокзалов.
Два дня задержанный ходил с Айрапетовым по площади, пока наконец не появился продавец. На допросе задержанный продавец показал, что каждый вечер в шесть большую часть полученных денег он передает некоему Борису в кафе сада "Эрмитаж".
— Вот и хорошо, все рядом, на Петровке, далеко ехать не надо, — засмеялся Айрапетов. — Мы вместе пойдем, ты ему деньги передай, а уж дальше наша забота.
Борис ждал сообщника за столиком в кафе. Одет он был в красивый светлый костюм. Когда продавец передал деньги, его арестовали с поличным.
А дальше выяснилось, что Борис — журналист, что встречался с женщиной, которая убирала квартиру у одного крупного государственного деятеля. Она часто рассказывала Борису о том, что видела в квартире. Однажды поведала, что на столе в кабинете лежит справочник прямых телефонов всех тогдашних вождей. Борис сразу сообразил, что на этом можно сделать деньги, и попросил ее по возможности регулярно переписывать номера телефонов.
Сначала он продавал их в Доме журналистов, номера жадно раскупали многие репортеры, а потом решил поставить дело на солидную ногу!. .
Генерал-майор Эдуард Еремеевич Айрапетов сейчас — генеральный директор Международной ассоциации правопорядка и защиты граждан от преступных посягательств "Щит и меч". Мы дружим с ним уже сорок один год. Вместе пришли в МУР. Только Эдуард опером, а я как репортер лучшей молодежной газеты Москвы. Генерал Айрапетов всегда остается муровским опером, потому что именно в здании на Петровке он обрел самого себя.
<aut>Эдуард ХРУЦКИЙ
Война идет. . .
Сам Мартиросов родом из Кисловодска. Дедушка был каменщиком в Карабахе. Мечта стать сыщиком была главным содержанием жизни Владимира еще в детстве. Она осуществилась после окончания Омской школы милиции. Учился с Владимиром Рушайло, Владимиром Овчинниковым, Юрием Торопиным.
— Я ими горжусь, но, думаю, и они мной гордятся, — считает подполковник и добавляет шутя: . — А в кабинете я бы не усидел. И зудом власти не болен.
Заметим, что работу себе Мартиросов находит в любой ситуации. Ехал он как-то, будучи в отпуске, с родными по Ростову. Конечно, и тут "снял" карманника в автобусе.
— Но его даже задерживать не пришлось — толпа чуть не растерзала, — вспоминает Мартиросов. — А женщина, у которой этот любитель легкой наживы вытащил последние деньги и документы, шла за мной до самого рынка, плача и благодаря.
Владимир Александрович вспоминает другой случай — в начале его работы в отделе. Украли кошелек у молодой девушки. Студентка, только что ставшая одинокой мамой, пару дней как из роддома. Сотрудники сами собрали кто сколько мог. Очень задевает сыщиков, когда нельзя помочь профессионально, ведь карманника в прямом смысле надо держать за руку в момент совершения преступления.
За годы работы многое было: и взятки предлагали, и угрожали. А Мартиросов дорожит в жизни иным — своими профессиональными наградами, среди которых знак "Отличник милиции" всех степеней. Внеочередное звание подполковника присвоили при майорском потолке. Квартиру хорошую наконец-то получил. Дети выросли. Сын Саша — офицер милиции, дочь Карина тоже мечтает стать юристом.
Зарплата как у всех. Нелегко, что там скрывать. Был как-то у них сотрудник полиции из Германии. Дом, говорит, построил себе, стоит недорого — всего сорок тысяч долларов. Машины две — вторую подарил жене. Ганс говорил, к пенсии готовится — купил себе табачный киоск. Вот и вся разница.
Но, как бы ни было трудно, старший оперуполномоченный (ныне полковник) Владимир Мартиросов уверен: война с преступностью идет. И он в этой войне активный участник.