Логотип

ВЫСТАВКА В ГАРВАРДЕ

Нас должна объединять идея создания сильной Родины и мощного тыла в виде организованной и адекватно ведущей себя диаспоры
2-19 ноября в выставочном зале Гарвардского центра государственных и международных исследований (США) прошла выставка, посвященная армянским памятникам Нахиджевана. Выставка стала возможной благодаря поддержке профессора арменоведения Гарвардского университета д-ра Джеймса РАССЕЛА и при содействии Центра российских и евразийских исследований имени Дэвиса Гарвардского университета. Целью выставки было привлечь внимание академических кругов и общественности США к беспределу со стороны Азербайджана и безнаказанным актам вандализма по отношению к армянскому и мировому культурному наследию в регионе, который, как подчеркнул д-р Рассел в своем выступлении на открытии выставки, является сердцем исторической Армении.
Чувствуя свою полную безнаказанность и с молчаливого одобрения международных структур, призванных защищать культурное наследие, азербайджанские власти ведут политику аннигиляции последних свидетельств тысячелетнего присутствия армян на территории Нахиджевана. На выставке были представлены фотоматериалы, собранные ведущим специалистом по истории Нахиджевана, заместителем директора службы охраны исторической среды и историко-культурных заповедников-музеев Министерства культуры РА Аргамом АЙВАЗЯНОМ и шотландским архитектором Стивеном СИМОМ. По приглашению организатора выставки оба эксперта приняли участие в ее торжественном открытии, а также в целом ряде встреч и дискуссий, приуроченных к ней.
Накануне открытия выставки в помещении Национальной ассоциации армянских исследований в пригороде Бостона Белмонте под председательством д-ра Рассела состоялось заседание, посвященное памятникам Нахиджевана, на котором с докладами выступили Аргам Айвазян и Стивен Сим. Аргам Айвазян посетил также Калифорнию, где в публичной библиотеке Глендейла представил вниманию присутствующих свой документальный фильм об уже уничтоженном кладбище Джуги, а также прочитал лекцию о прошлом и настоящем нахиджеванских памятников. В Нью-Йорке Стивен Сим выступил перед студентами и преподавателями Колумбийского университета с докладом об архитектуре средневековой столицы Армении Ани. Он также поделился своими мыслями о состоянии армянских памятников в Турции.
Казалось бы, можно порадоваться тому, что наконец трагическая судьба армянского культурного наследия впервые обсуждается в наиболее престижных университетах Соединенных Штатов. Однако ставить точку рано — хочется поделиться впечатлениями и мыслями, возникшими за долгие месяцы подготовки и в ходе работы выставки. А мысли эти не очень утешительные и касаются они положения дел в диаспоре.
Прожив в Америке внушительный срок в пятнадцать лет и находясь вдали от мест компактного проживания армянской общины, я находилась под впечатлением рассказов о существовании сильной и патриотической диаспоры. Однако, впервые взявшись за организацию крупномасштабного мероприятия, я на протяжении десяти месяцев подготовительной работы столкнулась с явлениями, объяснения которым не могу найти.
Идея выставки возникла в беседе с Аргамом Айвазяном в декабре 2006 года во время моего кратковременного пребывания в Ереване. Вернувшись в Америку, я составила список армянских организаций, которые, на мой взгляд, должны были заинтересоваться подобным предложением, написала письма и пару раз даже имела возможность беседовать с довольно влиятельными представителями интеллектуальных кругов диаспоры. К моему великому удивлению, реакция со стороны этих людей, мягко говоря, выражалась в полном равнодушии. На свои многочисленные письма я не получила никаких ответов — ни положительных, ни отрицательных. Только молчание. Некоторые "товарищи" не только не отвечали на письма, но даже отказывались отвечать на телефонные звонки. Среди них были политические, лоббистские, академические, студенческие, культурные организации. Даже интеллектуальная элита диаспоры оказалась равнодушной к проблемам культурного наследия.
Уже почти было отчаявшись, я все-таки решилась написать профессору арменоведения Гарвардского университета д-ру Расселу. Каково же было мое удивление, когда я в тот же день получила от него ответ, где он сообщал, что полностью поддерживает предложение об организации выставки и уже договорился с Центром российских и евразийских исследований Гарвардского университета о ее проведении. Единственный ответ. . . От единственного неармянина. . . Печально и непонятно. Как можно говорить о равнодушии мировой общественности к проблемам армянского наследия, когда факты его беспощадного, наглого уничтожения не особо волнуют и некоторых из нас.
Не менее драматичны были поиски и источников финансирования выставки, которое сводилось к оплате проезда гостей мероприятия. Представитель Восточной епархии Армянской церкви Америки в Нью-Йорке отказался предоставить материальную помощь. Организация, гордо именуемая себя "Рыцарями Вардана", отнюдь не проявила рыцарского благородства по отношению к своей попранной культуре. Есть в Монреале Нахиджеванский союз, председатель которого после милой беседы по телефону со мной перестал отвечать на телефонные звонки, не говоря уже о письмах.
Казалось бы, диаспора, которая тратит колоссальные материальные и человеческие ресурсы на решение проблемы признания Геноцида армян в Османской Турции, должна понимать, что факт планомерного уничтожения исторического наследия армян на территории Нахиджевана является, как и сам Геноцид, звеном в общей цепи событий, — искоренения всего армянского за пределами современной Армении. Она (диаспора) также должна понимать, что привлечение внимания общественности к подобным фактам положительным образом повлияет на общественное сознание американцев и именно при помощи таких фактов можно в некоторой степени развеять сегодняшние сомнения в американском обществе о необходимости обсуждения и принятия Резолюции о признании Геноцида в Палате представителей. Если Азербайджан, стратегический союзник и преемник политики Турции, на наших глазах продолжает культурный геноцид, то об этом необходимо кричать, а не молчать в тряпочку. Да что там памятники, если в армянской диаспоре США не получили должной огласки даже трагедии, происшедшие в Баку и Сумгаите, хотя в той же Америке проживают тысячи армян-беженцев из Азербайджана.
В отличие от апатичной армянской диаспоры, азербайджанские силы, не гнушаясь никакими средствами, пытались сделать все, чтобы не допустить проведения выставки. Накануне ее открытия на заседании в Белмонте появился молодой человек (видимо, единственный азербайджанский студент Гарварда) , вооруженный обращением азербайджанского посольства в США, из которого следовало, что Азербайджан объявил древнее албанское кладбище в Джуге археологическим памятником, находящимся под защитой государства (?!). Интересно, на кого рассчитана подобная информация? Неужели дипломированные дипломаты считают, что можно распространять подобные листовки в Национальной ассоциации армянских исследований? Затем молодой человек попытался сорвать дискуссию, оскорбил д-ра Рассела и выразил недовольство самим фактом существования армянской программы в Гарварде. Потребовалось решительное вмешательство д-ра Рассела, чтобы восстановить порядок в зале.
На следующий же день появилось сообщение азербайджанских СМИ о "сепаратистских дебатах армянской диаспоры", которое в числе поражающего воображение бесконечного потока лжи назвало д-ра Рассела армянином и, видимо, чтобы ему не было одиноко, туда же приплело и шотландца Сима. Армянской была названа также канадская компания, взявшая на себя расходы по организации выставки, хотя кому, как не азербайджанцам знать, что владелец компании не армянин, ведь азербайджанское посольство в Канаде официально обратилось к владельцу компании с попыткой уговорить его прекратить финансирование выставки.
К великому сожалению, диаспора практически не проявила никакого интереса к выставке. В Бостоне с его многотысячной общиной нашлось только несколько десятков людей, посетивших заседание и выставку, да и те в основном почтенного возраста. На следующий день на открытие выставки пришли уже все шесть студентов-азербайджанцев, обучающихся в Бостоне, продолжившие споры по поводу выставки. В своем приветственном слове на открытии выставки д-р Рассел ответил на клеветнические сообщения азербайджанской прессы, указал на политические причины передачи исторических армянских областей Нахиджевана и Нагорного Карабаха в состав Азербайджана и назвал уничтожение армянского культурного наследия в Нахиджеване преступным вандализмом, систематически осуществляемым азербайджанским правительством. В заключение ученый сказал, что считает для себя честью быть названным армянином. . .
За прошедшие после выставки недели я часто думаю о том, насколько скоординированны действия наших соседей и насколько пассивно ведем себя мы. Азербайджанские посольства в США и Канаде пытались всеми правдами и неправдами воспрепятствовать проведению выставки, студенты писали письма, статьи, на интернет-страницу выставки поступали десятки сообщений с угрозами и протестами. Вовсе не призывая к подобным ответным действиям, тем не менее не могу не отметить, насколько мы проигрываем в информационной войне.
Как-то давно в одной статье, напечатанной в США, я прочитала фразу о том, что единственная идея, объединяющая диаспору, — это Геноцид. Я тогда подумала: что за чушь, ведь у нас есть страна, Родина. Что может лучше объединить людей, чем язык, государственность, культура, честь своей страны. Однако постепенно убеждаюсь, что эта мысль не так уж и абсурдна. А хотелось бы, чтобы нас объединяла идея создания сильной Родины и мощного тыла в виде организованной и адекватно ведущей себя диаспоры. И еще хотелось бы, чтобы у этой диаспоры нашлись лидеры, которые любят не себя в проблемах своей родины, а саму Родину. Равнодушие ведет к новым преступлениям, а наше равнодушие само является преступлением.