Наверное, об этом надо было писать, а главное думать, раньше. Впрочем, и сейчас стоит, хотя бы для того, чтобы в оставшееся время исправить положение, да и на будущее пригодится.
Все мы — свидетели огромных перемен к лучшему в нашей жизни. Конечно, не все так гладко, как хотелось бы. . . Во всяком случае всегда уместно, затевая какое-то дело, продумать все возможные варианты и последствия.
Речь опять пойдет о нашем общественном транспорте. Но не о маршрутках и правилах дорожного движения, а о таком, казалось бы, надежном виде транспорта, как метро. То, что подземные голубые экспрессы спасали ереванцев в самые тяжелые годы начала 90-х, когда во всех сферах нашей жизни, в том числе транспортной, наступил коллапс, всем нам хорошо известно. Ощутили на собственной шкуре. Тогда человек, добравшийся до станции метро, мог считать себя уже добравшимся до необходимого ему места. Когда жизнь вернулась в нормальное русло, ереванцы стали явно меньше пользоваться этим видом транспорта. На улицы вышли вездесущие юркие маршрутки. О проблемах, внесенных ими в нашу жизнь, писалось много и сейчас их обсуждать не будем. Речь — о работе метро.
Так вот, руководство метрополитена тогда пошло на вынужденную меру — сократило количество вагонов с 3 до 2. Действительно, очень редко возникала острая необходимость в увеличении подвижного состава на линии — ситуация эта возникала обычно в дни крупных массовых мероприятий в центре города и то лишь на пару часов. Но вот начались дорожные строительно-ремонтные работы практически во всех частях города. Перекрытыми оказались многие транспортные магистрали, гораздо хуже стал работать наземный транспорт, пробки практически во всех районах города стали обычным делом. Так, чтобы добраться из Шенгавитского района на пр. Комитаса вместо прежних 30 минут сейчас нужно потратить около часа, а то и больше. . .
Раньше я пользовался метро, чтобы добраться в северный район города, потом пересел на маршрутку. Но месяца два назад был вынужден снова начать пользоваться услугами подземки. Не так удобно, зато надежно. Однако через пару дней стал замечать, что в метро невозможно втиснуться по утрам и в вечерние часы пик — народу под землей стало гораздо больше. Вполне естественно — не один я такой умный! Сидению в душных маршрутках во время страшных пробок многие ереванцы предпочли удобный, дешевый и надежный вид транспорта. Но вот незадача — нерасторопность руководства метрополитена сильно портит жизнь пассажирам.
Понятно, что когда пассажиропоток начал иссякать, они уменьшили количество вагонов в целях экономии. Но теперь-то этот самый пассажиропоток резко возрос, и, наверное, следовало бы вернуть хотя бы третий вагон в каждом составе, пока идут строительные работы на улицах. А то ведь бедным горожанам совсем деваться некуда. Слава богу, что на конечной — Барекамутюн — по утрам включают второй эскалатор и удается хотя бы избегать толкотни у эскалаторов, а то и здесь бы возникли пробки.
Кто-то скажет, что не знали, не ожидали, не было команды. . . . О том и речь: прежде, чем затевать дело, надо было продумать возможные негативные последствия и возможности их устранения. Ведь когда задумывалось это колоссальное строительство на ереванских улицах, было очевидно, что возникнут транспортные проблемы. Почему нельзя было сделать так, чтобы они не возникали и под землей? У метро нет денег? Министерство транспорта, мэрия изыскали бы, чтобы метро работало в нормальном режиме. Чтобы горожане ехали на работу и с работы, не чертыхаясь и не кляня городские власти всех уровней. Сколько же можно призывать горожан "еще немного потерпеть и войти в положение"?!
Раз уж речь о метро, не могу не сказать и о еще одной проблеме, которая была всегда, а в эти дни обострилась еще больше. Раньше в вестибюлях станций метро стояли разменные автоматы и были два окошечка касс по размену монет. С появлением в обиходе пластмассовых жетонов автоматы упразднили, а одно из двух окошечек почти всегда закрыто. Ладно, днем или поздним вечером, когда пассажиров почти нет, но утром, когда у этих касс толпится масса народу, можно ведь посадить и вторую тетеньку в окошечко. А то в эти дни наше метро стало похоже на токийское, где всегда была такая давка при посадке в вагоны, что администрация нанимала специальных толкачей, чтобы они запихивали людей в вагоны. Так было до последнего времени, но недавно по ТВ прошел сюжет, где сообщалось, что за счет правильного распределения пассажиропотоков, размещения касс, указателей и пересмотра графика движения поездов толкучек и большого скопления народа в токийском метро больше нет.
У нас не Токио и не Москва! У нас всего-то надо, чтобы по утрам в двух окошечках сидели две тетеньки и было добавлено по одному вагону к поездам. Правда, пока примут решение о дополнительных вагонах (конечно, если этим кто-нибудь озаботится) , дай бог, работы на земле уже закончатся. А если нет?. .
Сказал бы еще вот о чем. Раньше вся наша большая страна считалась самой читающей в мире. Происходило это в основном за счет того, что люди читали в метро. Мы, конечно, не Москва и не часами добираемся до места, но и за 15 минут, что находишься в поезде подземки, просмотреть утреннюю газету можно было. Сейчас — нельзя. Из всего подвижного состава только в одном поезде оба вагона нормально освещены, во всех остальных светильников процентов 50 от необходимого, предусмотренного изначально. Читать невозможно, а главное, входить в полутемный вагон и ехать в полумраке очень тягостно. Может, изыщут средства и вкрутят по паре дополнительных лампочек? Благо предусмотренные места есть.