В условиях развала СССР и обострения межнациональных отношений в Закавказье возникла острая необходимость создания в Армении вооруженных сил. Эту истину пришедший к власти АОД уяснил с опозданием и до 28 января 1992 года (официальный День армии) в республике развивался довольно длительное время стихийный процесс формирования вооруженных сил.
ПЕРВЫМ ВОИНСКИМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ в Армении стала Национальная освободительная армия (НОА) , которая в условиях пассивности старого руководства и активности формируемых отрядов самообороны добилась признания народа. НОА добывала оружие и боеприпасы через различные каналы: учебно-боевая амуниция в вузах, школах, организациях ДОСААФ, противоградных службах, складах воинских частей 7-й гвардейской армии и ЗакВО, дислоцированных в Армении.
Организационно НОА состоялась в апреле 1989 на собрании командиров отрядов в клубе ереванского комбината слепых (директор Юра Хачатрян) , где Размик Василян был избран командиром, а Вардан Варданян — комиссаром НОА. Предположительно в армии насчитывалось порядка 40 тысяч человек. Победив на выборах в Верховный Совет Армении в мае 1990г. , АОД решил подчинить себе НОА, но армия продолжала действовать самостоятельно. 28-29 августа 1990г. НОА была расформирована с участием сил КГБ, ее лидеры были арестованы, осуждены и изолированы от активной военно-политической жизни.
Правовым началом формирования ВС послужила Декларация о независимости Армении от 23 августа 1990г. , оговаривающая создание вооруженных сил. В сентябре 1990г. правительство констатирует наличие при МВД Особого полка в Ереване и 5 особых рот в Арцахе, Горисе, Варденисе, Иджеване и Мегри. Командиром полка был назначен кадровый офицер полковник Саркис Аракелян, начштаба — подполковник Феликс Гзогян.
Много позже, 4 мая 1991г. , решением правительства был образован Комитет обороны (КО) , призванный координировать деятельность отрядов самообороны: "Тигран Мец" (Арменак Арменакян) , "Арабо" (Манвел Егиазарян) , "Сасунци Давид" (Ашот Манукян) , "Анкахутян банак" (Леонид Азгалдян) , "Азгаин Легион" (Смбат Акопян) , "Нжде" (Аршалуйс Пайтян) , "Себастия" (Ваан Затикян) , "Эчмиадзин" (Фирдус Сароян, Манвел Григорян) , "Сисиан" (Ашот Минасян, Овик Азоян) , "Горис" (Миша Холюнц, Сурен Хачатрян) , "Апаран" (Размик Петросян) , "Гоямарт" (Сержик Казарян) и др.
4 ДЕКАБРЯ 1991г. БЫЛ ПРИНЯТ ЗАКОН о структуре и составе правительства РА, в котором впервые упоминается Министерство обороны, через день Вазген Саркисян назначается министром, а Гурген Далибалтаян — начальником Генштаба. 9 декабря 1991г. принимается Закон о воинской службе, разворачивается работа по передаче амуниции и инфраструктуры воинских частей ЗакВО в состав ВС РА. Для этого нужно было разработать новые штаты, укомплектовать командный состав, организовать прием-сдачу техники.
В составе частей ЗакВО (на территории РА) тогда служили более 3500 офицеров-армян. Некоторые отозвались на призыв правительства РА остаться в формируемой национальной армии. Но и из их числа немало кадров уехало из-за неблагоприятных жилищных условий, закрытия русских школ. . . Наряду с этими потерями удалось пополнить ряды офицеров благодаря приглашению известных военачальников (Г. Далибалтаян, М. Абрамян, М. Арутюнян, М. Саргсян и др.). Добровольно вернулись Г. Андресян, И. Иванян, Р. Марданян. . .
В приграничных с Азербайджаном районах не было мест дислокации воинских частей (кто мог предположить, чем обернется "дружба народов"?). Этот пробел пришлось срочно устранять, приспосабливая для казарм и складов базы ДОСААФ, учебные заведения, различные объекты министерств и ведомств. Не везде все шло гладко, и приходилось преодолевать сопротивление тех, кто не понимал первоочередной роли армии.
Весьма проблемными, особенно поначалу, были взаимоотношения между кадровыми офицерами и командирами добровольческих отрядов, вливающихся в армию. Симпатии начштаба отрядов самообороны В. Саркисяна и его помощника А. Петросяна были на стороне командиров отрядов. В ответ на служебные замечания офицеров можно было услышать предосудительное: вы же советский офицер! Отчасти из-за подобных трений Союз офицеров во главе с подполковником Днеприком Багдасаряном так и не вошел в состав КО. К сожалению, вклад Багдасаряна в Арцахскую войну до сих пор по достоинству не оценен, и это не единичный подобный пример.
Впрочем, не буду о грустном в День армии. Те, кто стоял у истоков создания ВС страны, лучше других знают, с чего и как все начиналось, и лучше других оценивают прогресс, достигнутый в армии в последние годы. А еще мы уверены в готовности наших солдат и офицеров защитить при необходимости страну от тех, кто любит не к месту хорохориться и бряцать оружием.