Хотелось ли вам когда-нибудь стать гражданским служащим? Если нет, то вам повезло, так как сделать это не так-то просто. Скорее, крайне трудно. Любой же гражданин РА, который поставит себе такую цель, наивно посчитав, что обладает необходимыми знаниями, интеллектом, а главное, желанием послужить Отечеству, очень быстро убедится, что придется соответствовать совершенно другим стандартам, установленным соответствующим Законом РА "О гражданской службе", принятым в 2001 году.
Естественно, что требования, предъявляемые к претендентам на статус гражданского служащего, должны быть высокими, и на первый взгляд при ознакомлении с законом претензий к нему не возникает. В частности, должности гражданской службы подразделяются на высшие, главные, ведущие и младшие. Занимать их имеют право граждане РА, отвечающие требованиям, предъявляемым паспортом данной должности, владеющие армянским языком, достигшие 18 лет, независимо от национальности, расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов, социального происхождения, имущественного или иного положения.
Вроде более чем демократично и по всем европейским стандартам, однако упомянутый паспорт должности включает в себя любопытные критерии трудового стажа и опыта. Оставим в стороне высшие должности гражданской службы как наиболее недосягаемые и остановимся на самых сегодня многочисленных (существующих во всех государственных ведомствах) главных и ведущих должностях.
Например, для главных должностей гражданской службы наряду с высшим образованием требуется не менее двух лет стажа (во всяком случае, во второй подгруппе ведущих должностей гражданской службы) или не менее пяти лет стажа гражданской службы и т. д. А для ведущих должностей требуется опять же высшее образование, не менее двух лет стажа в должностях гражданской службы или не менее одного года стажа в течение последних двух лет в политической или дискреционной должности, или не менее трех лет профессионального трудового стажа.
Казалось бы, столь высокие стандарты призваны обеспечить высокую квалификацию. Но в реальной нашей действительности это приводит к тому, что подобному сочетанию критериев, как правило, соответствует узкий круг лиц (особенно если речь идет о молодых кадрах). Получается, что соответствовать удается детям высокопоставленных родителей, которые благодаря им же (родителям) сначала получают престижный диплом, а потом по протекции работают в различных структурах и подчас обладают совершенно фантастическим для своего возраста стажем.
К сожалению, примеров тому множество. Недавно автор статьи оказался свидетелем того, что около десятка вполне достойных кандидатов на должность в крутое и престижное ведомство из-за мелочей остались за бортом государственного корабля. Кому-то не хватило стажа, у другого он был, но не тот, который нужен, у третьего не сложилось еще из-за чего-то. А вакансии заняли, прямо скажем, не самые достойные. Обидно. Особенно обидно, когда кандидат в чиновники полностью соответствует своим уровнем вакантной должности, но ему мешают ее занять какие-нибудь один-два месяца недостающего стажа.
Например, 28-летнему Карену Н. , работавшему до недавнего времени в одном из управлений Национального Собрания и полностью соответствующему своей квалификацией и приобретенным опытом вакантной должности в весьма значимом ведомстве, не хватило всего-то 40 дней, чтобы принять участие в тендере. Закон неумолим, с ним не поспоришь. А должность в конце концов занял подавший заявление на участие в тендере в последний день приема крайне самоуверенный молодой человек. Несмотря на откровенную молодость, со стажем тут проблем не возникло — государственная служба у везунчика начала свое исчисление с институтских лет. Но необходимыми знаниями в необходимом объеме он обзавестись тем не менее не успел. Вот и приходится обучать новоявленного специалиста буквально с азов, хотя и старанием самоуверенный молодой человек, увы, не отличается. Зато родители вовремя подсуетились и о будущем сына позаботились с юных лет. Вследствие их усилий в трудовой книжке парня полный порядок: он легко и свободно "идет на повышение", продвигаясь по карьерной лестнице.
Таким образом, принцип преемственности в распределении госдолжностей не нарушается. В результате госаппарат превращается в замкнутую самовоспроизводящуюся структуру, в которую довольно трудно протиснуться постороннему. А за бортом в это же самое время оказываются способные люди, выбирающие для себя госслужбу из стремления служить Отечеству, хотя зарплата особенно на начальных ступенях госслужбы, низкая.
Изложенная ситуация препятствует оздоровлению госаппарата (при условии, что он в этом очень нуждается) , притоку в него свежих сил. А уже давно известно, что замкнутая, лишенная конкуренции система постепенно теряет свою эффективность.
У нас любят разглагольствовать о необходимости построения гражданского общества, в котором все должны активно участвовать в жизни страны, а не пассивно наблюдать за ее событиями. Но подобный расклад фактически отталкивает значительную часть общества от участия в госуправлении и наводит на мысль, что гражданская служба принадлежит элите.