Логотип

«АРАБСКИЙ ВЕКТОР ЗАЙМЕТ ДОСТОЙНОЕ МЕСТО ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ АРМЕНИИ», —

заявил "ГА" известный ученый-востоковед, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент НАН РА, заслуженный деятель науки Николай ОГАНЕСЯН
— Г-н профессор, недавно вы побывали в Египте. Какой характер носила поездка в эту арабскую страну?
— У Армении с арабскими странами складываются весьма успешные и перспективные многоплановые отношения. Особенно с Египтом. И вот по приглашению Каирского университета я принял участие в открытии Армянского исследовательского центра и выступил перед профессурой и студенчеством этого знаменитого вуза с лекцией на тему "Армяно-арабские культурные отношения". Открытие центра, несомненно, — большое событие, и оно — результат официального визита в Египет президента РА Роберта Кочаряна в апреле прошлого года. Именно тогда, в ходе успешных переговоров с главой египетского государства, была достигнута договоренность о создании такого центра. Большую лепту в это дело внесло Посольство Армении в Египте. Я подарил центру только что изданные в Ереване 4 тома моей работы "История арабских стран". Сейчас рассматривается возможность их перевода на арабский язык.
— Этот труд в арабском мире был воспринят как новое слово в арабистике, важный вклад в историографию, не имеющий аналогов у других народов, в том числе и у арабов. Расскажите, пожалуйста, об этом уникальном классическом фундаментальном исследовании поподробнее.
— В определенном смысле этот 4-томник — итог моих почти 50-летних научных изысканий в области арабистики. Я не сразу пришел к идее создания такой объемной работы. Для создания подобного труда было необходимо пройти определенный путь по изучению арабской истории, ее различных аспектов, исторических периодов. Знания и опыт приобретаются в течение долгих лет, после досконального изучения первоисточников и литературы по специальности на различных языках мира. Я начал заниматься историей арабских стран с изучения национально-освободительного движения арабских народов за создание независимых суверенных государств. По этой проблематике я издал 7 монографий, охватывающих Ирак, Сирию, Ливан, Египет, Иорданию, Палестину и др. Параллельно начал изучать международные и региональные отношения на Ближнем и Среднем Востоке, а также политику США, Англии, Франции, Германии и СССР на Арабском Востоке. Результаты этих исследований отражены в 5 монографиях, изданных на армянском, русском, английском и арабском языках. Определенное место в моей исследовательской работе занимают также вопросы политического ислама, проблемы социально-политической модернизации арабских государств, межарабские и, естественно, армяно-арабские отношения. В совокупности вся эта проделанная работа позволила мне в конце прошлого века приступить уже непосредственно к созданию истории арабских стран, охватив почти 15 веков (с VII по XXIвв.).
Первый том охватывает период с VII века по XVI век и такая периодизация не случайна. Периодизация — всегда одна из важных и трудных проблем, стоящих перед любым исследователем. От правильной периодизации зависит очень многое. В VII веке арабы подарили миру новую религию — ислам, создали свое новое общеарабское государство — Халифат, которое вплоть до XIII века играло большую роль в мировой политике, являясь одной из сильнейших империй той эпохи. Этот том завершается завоеванием арабских стран Османской империей в XVI веке.
Второй том охватывает период, когда арабские страны были под игом Османского режима — с XVI до начала XX века — 400 с лишним лет. Османское государство оставило глубокий негативный след в истории, политическом, экономическом и культурном развитии арабской цивилизации. Наступила эра застоя и регресса. И арабские мыслители причину отсталости арабских стран ищут также в турецкой деспотии.
Третий и четвертый тома охватывают новейшую историю арабов — с 1918 по 2005гг. , где преподносится весь процесс освобождения от иностранного господства и создание независимых государств, превращение арабских стран в важнейший фактор современных международных отношений. Во всех 4-х томах вместе с перечисленными ключевыми вопросами освещены также армяно-арабские исторические, политические, экономические и культурные отношения, показан вклад армян в государственную, политическую и культурную жизнь арабских народов, а также помощь и поддержка со стороны арабских властей и народа армянам, в частности в период Геноцида.
— Одна из недавно напечатанных вами книг называется "Арабская историография и Геноцид армян". Что гласит летопись?
— Дело в том, что арабские источники и довольно богатая арабская историография по этой проблеме оказались вне поля зрения армянских и не только армянских исследователей, традиционно сосредоточивших свое внимание главным образом на европейских — английских, французских и немецких источниках, которые очень важны. Но, кажется, специалисты взяли максимум из того, что можно было взять из них. Арабские источники внесли новую струю в изучение армянского геноцида. Арабская летопись имеет определенное преимущество над европейской. Во-первых, турецкие историки и политики обычно объясняют справедливую позицию европейских авторов их приверженностью общему с армянами христианству. А применительно к позиции арабских исследователей армянского геноцида этот аргумент не действует, потому что арабы — мусульмане.
Во-вторых, арабы сами 400 лет находились под игом османов, значит они знают о жестокой политике османских властей в отношении не арбского населения Османской империи, в том числе и в отношении армян, из своего собственного опыта, а не понаслышке. Не случайно, что именно арабы назвали режим кровавого султана Абдул Гамида II режимом Зулума.
В-третьих, арабы, независимо от европейских авторов пришли к выводу, что совершенное младотурками злодеяние в отношении армянского народа — не что иное как геноцид. Именно они впервые ввели в научный оборот термин арменоцид, характеризуя его как самый геноцидальный геноцид.
— Как вы оцениваете значение арабского вектора во внешней политике Армении?
— После низвержения колониализма в XX веке было образовано 18 независимых арабских государств. Они занимают около 14 млн кв. км площади, а число населения достигает 500 млн. Арабские страны обладают гигантскими запасами нефти и газа. С арабским миром считаются все державы, в том числе США, Россия, Евросоюз. Уверен, что в недалеком будущем благодаря своим неисчерпаемым природным и людским ресурсам арабские страны станут одним из политических и экономических центров мира XXI века. Армения, естественно, придает большое значение своим политическим, экономическим и культурным связям с арабскими странами. Надо отметить, что сближению наших стран способствуют вековые исторические отношения с арабским миром, имея в виду и то обстоятельство, что история не разделяет, а объединяет армян и арабов. Между нами не существует спорных вопросов — территориальных, политических, этнических, религиозных и иного характера. Арабские страны одними из первых признали независимость РА в 1991 году и установили дипломатические отношения. Армяно-арабские отношения на современном этапе мы квалифицируем как дружественные, способствующие укреплению позиции Армении и превращению ее в важный фактор на Ближневосточном геополитическом пространстве. Наиболее углубленные отношения установились между Арменией и Египтом, Сирией, Ливаном, ОАЭ и др. Эти отношения реализуются на всех уровнях — как на самом высоком государственном, так и на общественно-политическом и научно-культурном. Армяно-арабские отношения — пример диалога между цивилизациями, о котором стали много говорить в последние годы, но который армяне и арабы осуществляли еще в средние века.
Известно, что во внешней политике Армении приоритетным считается европейское направление. Это вполне понятно. Но это не означает, что мы должны игнорировать или упускать из виду другие регионы, в частности Ближний и Средний Восток, включая арабские страны. Мы должны помнить, что этот регион — среда нашего обитания, здесь мы формировались как народ, здесь мы создали свою государственность и культуру. Да и главная угроза существования Армении и ее народа тоже исходит в первую очередь из этого региона. Следовательно, ближневосточное и арабское направление продолжает играть важную военно-политическую роль и сохраняет свою значимость с точки зрения национальной безопасности Армении. Думаю, что восточный, в том числе и арабский вектор, будет занимать все более достойное место во внешней политике независимой Армении.
P. S. Биографический центр Кембриджа признал основателя армянской школы арабистики Николая Оганесяна выдающимся ученым XXI века.