заявил "ГА" президент ЗАО "Иджеванский винный завод" Аветис ГАЛСТЯН
— Г-н Галстян, вы только что вернулись из служебной поездки в Москву. Какие вопросы решали?
— Ежегодно в феврале в Москве в центральном выставочном комплексе "Экспоцентр" проходит международная ярмарка продуктов питания, напитков и сырья для их производства "Продэкспо". Мы экспортируем в Россию свою продукцию, а потому считаем необходимым принимать участие в работе престижной и весьма влиятельной в торговых кругах выставки. На этот раз мы представили два бренда — "Старый Иджеван" и "Иджеван". У нас есть эксклюзивные дистрибьюторы, которые и продвигают нашу продукцию. На дегустационном конкурсе белое сухое вино "Иджеван" получило серебряную медаль.
В рамках выставки прошла и деловая программа: конференции, форумы, конгрессы, организаторами которых выступили крупнейшие компании Expocalber, ООО "Империя", РИА "НАПИТКИ", ООО "Столичный стиль" и др. Словом, участие в "Продэкспо" позволяет видеть перспективу развития виноделия и рынка алкоголя.
— Какая у армянских вин репутация на российском рынке?
— Когда 7 лет назад мы впервые экспортировали вино в Россию, потребителю понадобилось много времени, чтобы понять: страна, которая производит высококачественные коньяки, не может производить плохие вина. Сейчас рейтинг армянских вин достаточно высокий. Особым успехом пользуются плодовые вина.
— Истинные любители вина во все мире ждут от производителя не напитков, которые "штампуются" по международным стандартам — в них нет ничего интересного. Они желают найти в вине только то, что характерно именно для этой страны. Обладают ли иджеванские вина выраженной национальной "изюминкой"?
— Вина Армении — и в частности иджеванские — ординарные, марочные и коллекционные, отличаются тем, что активно воздействуют на все пять чувств человека, обладая насыщенным цветом, приятным ароматом, богатым вкусом и длительным послевкусием. Основная причина столь удачного сочетания — уникальный климат Армении, который радикально отличается от климата других стран — производителей вин. Многообразие климатических поясов создает условия и ведет к повышенной концентрации ароматических веществ и сахаров. Как следствие один и тот же сорт винограда имеет множество вкусовых оттенков. Для производства высококачественных вин мы используем аборигенные сорта винограда: для красных вин — "Саперави", "Арени", "Кахет", "Неркарат", для белых — "Алигате", "Лалвара", "Ркацители", "Воскеат" и др. В других климатических условиях данные сорта не приживаются или теряют свои характерные свойства. Выдержка вин происходит в бочках из армянского дуба. Благодаря своей плотной розоватой структуре армянский дуб позволяет получать вина с натуральным вкусом ванили, шоколада и сухофруктов. Вина из местных армянских сортов винограда, соприкасаясь с поверхностью бочки из армянского дуба, рождают уникальный букет. Это сочетание невозможно воспроизвести ни в одной другой стране мира.
— Современное виноделие выдвигает новые для нас, достаточно жесткие требования к уровню производства. Ваш завод может их обеспечить?
— Для переработки винограда мы используем старую технику, которая позволяет нам получать вина сравнительно хорошего качества. А вот в деле розлива и обработки вина задействовано итальянское оборудование. В составе группы армянских специалистов более года назад я побывал в итальянской провинции Венето, где изучали опыт местных виноделов. Увиденное, конечно, поражает и восхищает. Высокая агрокультура виноградников и автоматизированная система управления — для нас это еще недосягаемая мечта. Такой уровень организации производства требует вложений в сотни миллионов евро! Без этих составляющих мы не можем выпускать вина мирового класса и качества.
— Государство в какой-то форме содействует развитию виноделия?
— Четыре года назад глава государства Роберт Кочарян посетил Иджеванский винзавод, долго общался со мной и по итогам беседы поручил тогдашнему министру сельского хозяйства З. Геворкяну решить ряд производственных и финансовых вопросов предприятия. Министр обещал, а потом два месяца безрезультатно продержал меня в приемной.
Два года назад была коллективная встреча производителей вина с президентом Р. Кочаряном. На этот раз мы подготовили соответствующий документ, и большинство проблем было решено. Конечно, подобные вопросы в плановом порядке должны решаться на уровне Минсельхоза и Торгово-промышленной палаты, а не ждать вмешательства главы государства.
Но есть и вопросы, которые крайне негативно сказываются на экспортерах. Уже который год идет снижение курса доллара, и мы теряем и теряем в доходах. Как это происходит, поясню на конкретном примере. Отправляем партию вина в США. Курс доллара к моменту отправки держался на уровне 335 драмов. Контейнеры, отправленные наземным и морским путем, еще не дошли до границ Америки, а мы уже из-за резкого снижения доллара потеряли в каждом контейнере 1 млн 855 тыс. драмов! А потому как налогоплательщик наш завод скатился с 626 места на 857. Переживаем вот такой регресс!
— Между тем растут цены и на вино, не так ли?
— Сейчас в Армении закупочные цены на виноград считаются чуть ли не самыми высокими в мире. В прошлом году сортовой виноград мы закупали по 180-220 драмов за 1 кг. Тем самым мы пытаемся стимулировать крестьян выращивать именно чисто сортный виноград. Раньше был дефицит винограда вообще, а теперь ощущается нехватка качественного винограда.
— Вы авансируете местных виноградарей?
— За 13 лет работы предприятия мы 6 раз авансировали виноградарей на договорной основе. Оправдывал себя этот способ не всегда. Были годы, когда мы теряли немалые суммы, так как урожай был низкого качества. Да и нехватка финансов заставляет быть осторожными, тем более что у нас нет страховых компаний в аграрной сфере. Тем не менее уже тот факт, что в Тавуше есть такой мощный винзавод, ежегодно скупающий у крестьян тысячу и более тонн винограда, настраивает крестьян расширять посадки винограда.
— Львиная доля качественного винограда идет на производство коньяка. А по остаточному принципу виноделие не поднять на мировой уровень. Может быть, есть смысл по примеру именитых французских и итальянских винодельческих компаний приобретать собственные виноградники?
— Рост спроса на армянские вина на гигантском российском рынке создает крайне благоприятные условия для армянских виноделов. Но все упирается в финансы. Долгосрочные и дешевые кредиты были бы весьма на руку, но где их взять? Мощность нашего завода — 10 тыс. тонн, а мы ежегодно едва используем 10% производственных возможностей. К сожалению, у нас не состоялся даже вторичный рынок ценных бумаг, чтобы за счет продажи акций финансировать производство. Что касается приобретения земель под собственные плантации, то тут вопрос уже не только финансовый. Скупая крестьянские лоскуты, раскинутые на склонах гор, крупных массивов виноградников не создашь, а значит поднять агрокультуру на требуемую высоту опять не удастся.
— Не кажется ли вам, что виноделы должны ужесточить свои требования к качеству винограда и добиваться того, чтобы сбор янтарных гроздьев для вина проходил на 15-20 дней позже, чем для коньяка. Тогда виноград дозреет до нужной кондиции и сахаристости. Это стало бы основой для стабильного производства конкурентоспособных вин. . .
— Только придется раскошелиться на надбавки, а это не всем по карману.
— Мы много говорим об экспорте и упускаем из виду потенциал внутреннего рынка. Статистика утверждает, что каждый из нас пьет вина в 40-50 раз меньше, чем средний европеец. Известно, что наши деды предпочитали пить вино, а не водку, не так ли?
— У нас вино в 2-3 раза дороже водки. А в Европе наоборот. Хотя есть и вина стоимостью в несколько сот евро. Однако ординарные вина отличного качества можно купить и за 2-3 евро. К тому же заработок у европейца на порядок выше, чем у жителя Армении. А это, что ни говори, существенный фактор.
