Гарантии стабильности не может дать ни ОБСЕ, ни Евросоюз, ни Совет Европы. Гарантом в создавшейся ситуации может выступить только руководство Армении: именно оно в ответе за последствия отмены ЧП.
Если подсчитать, сколько международных деятелей разного рода посетили Армению за последний месяц, число, без сомнения, получится весьма внушительное. Интенсивность визитов, встреч и консультаций возрастает с каждым днем, отовсюду раздаются советы и рекомендации, причем некоторые из них носят довольно назойливый и почти категоричный характер. Это касается в основном отмены режима чрезвычайного положения и ареста оппозиционных лидеров — в этих вопросах призывы международного сообщества в последние дни обретают форму плохо скрытых требований.
Интересно, что в первые дни введения ЧП как представители наблюдательских миссий, так и отдельных стран и организаций вели себя довольно сдержанно, подчеркивая, что отлично понимают вынужденность шагов армянского руководства по стабилизации ситуации. Вместе с тем отмечалась необходимость тщательного расследования происшедшего и наказания виновных по закону. Сегодня, однако, создается впечатление, что международное сообщество решило все-таки надавить на власти Армении, заставляя их идти на определенные шаги. Причем если в отношении деятельности партий и общественных организаций, а тем более СМИ, эти шаги действительно можно только приветствовать, то в случае процесса расследования и отмены режима ЧП настойчивые призывы международных деятелей не могут не вызвать недоумения и подозрения в применении пресловутых двойных стандартов.
К последним, безусловно, нам не привыкать. Мы наблюдаем их вот уже 20 лет как в контексте карабахского вопроса, так и процессов демократизации. Небывалое усиление авторитарного режима в Азербайджане, сопровождающееся непрекращающимися репрессиями в отношении неугодных СМИ и журналистов на протяжении всех последних лет, вызывает всего лишь легкое показное — для приличия!- сопротивление со стороны тех же Совета Европы, ОБСЕ или США, которые дальше словесных осуждений и мягких упреков не идут. В то же время в Армении эти же организации и страна позволяют себе практически диктовать армянскому руководству — как и что делать в весьма непростой для страны обстановке.
Ситуация, в которой иностранцы выглядят большими "армянами", нежели мы сами, выглядит, согласитесь, не очень убедительной: действительно, кто может быть заинтересован в снятии ЧП больше самих жителей Армении и ее руководства? Вопрос в другом: как достичь этого по возможности безболезненно и в возможно короткие сроки. С этой точки зрения те рекомендации, которые звучат в последнее время из уст представителей международных организаций и США, представляются не совсем адекватными ситуации в стране.
Так, председательство Евросоюза выступило с заявлением, в котором выразило обеспокоенность продолжающимися арестами и призвало власти Армении упразднить режим чрезвычайного положения, а также "освободить граждан, задержанных за свою политическую деятельность, и воздержаться от дальнейших арестов оппозиционных лидеров". Финский дипломат, представитель действующего председателя ОБСЕ Х. Талвитие в очередной раз призвал руководство Армении к тому же — снятию ЧП. С достаточно резкими оценками выступил и М. Брайза, признавший тем не менее, что "зверства были с обеих сторон", и вновь от имени Госдепа посоветовавший прекратить аресты лидеров оппозиции.
Не хотелось бы сомневаться в искренности устремлений и готовности международного сообщества способствовать скорейшей стабилизации ситуации в Армении. Однако вряд ли досрочное упразднение режима ЧП может быть самоцелью, поскольку в первую очередь необходимо устранить причины, вызвавшие необходимость его введения. Между тем поведение оппозиции говорит отнюдь не в пользу этого — словно дразня общественность, ее лидеры уже заявили о намерении организовать 21 марта митинг. Одно дело, если речь идет о мирном собрании, но кто даст гарантии этого: г-н Талвитие или дамы и господа из ЕС?
Призыв председательства ЕС освободить всех арестованных без разбору и вовсе выглядит странно. Как же тогда быть с правовой стороной дела и как в этом случае выявить виновных в происшедшей трагедии? Об этом председательство молчит, словно забыв свои прежние рекомендации — разобраться во всем по закону. Противоречия, видимо, не смущают европейцев, как не смущает и тот несомненный факт, что эти господа, оказавшись на свободе, несомненно, вновь примутся за старое.
Между тем международное сообщество могло бы занять более ответственную и сбалансированную позицию, потрудившись все-таки отделить зерна от плевел. Куда более убедительными и дипломатичными оказались бы те же рекомендации, будучи аргументироваными как с правовой, так и с политической точки зрения. А главное — учитывающими интересы армянского общества, более всех, повторюсь, заинтересованного в том, чтобы режим ЧП был снят, но с гарантиями стабильности и возвращения жизни в нормальное русло. Такие гарантии, естественно, не может дать ни ОБСЕ, ни ЕС, ни СЕ, да и ни одна страна, в роли гаранта может выступить в данном случае только руководство Армении, и именно оно в ответе за последствия отмены ЧП.
Именно поэтому необоснованные требования в данном случае вряд ли уместны и приемлемы. Любые призывы и рекомендации со стороны кого бы то ни было должны быть продиктованы не стремлением к тому, чтобы и "овцы были целы и волки сыты". Тем более что ставшая притчей во языцех беспринципность и политическая ангажированность наблюдательских миссий европейских организаций в целом отнюдь не способствовала укреплению демократии в Армении. Желание набрать очки в глазах оппозиции не должно происходить за счет интересов государства. Потому что отвечать за последствия необдуманных и скоропалительных псевдодемократических решений придется не Европе, а нам, и в первую очередь — руководству страны.
