Логотип

НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ ТАЛАНТ

Великая Отечественная война была самой истребительной в истории человечества. На полях сражений погибло немыслимое количество людей разных народов, среди них — много талантливых — тех, кому не пришлось реализовать свои способности в искусстве. К числу таковых следует отнести молодого армянского композитора Арутюна Саркисовича ОГАНЕСЯНА.
Арутюн (Туник) Оганесян происходил из древнего княжеского рода Асан-Джалалянов и воспитывался в семье, где более всего ценилась любовь к людям: еще его дед Григор по совету своего друга и родственника, известного писателя Газароса Агаяна, открыл в своем доме школу. Газарос Агаян рассказывал маленькому Тунику о выдающихся достижениях Лорис-Меликова, Мадатова, Мюрата и других великих армян.
В селе Болнис-Хачен, где в 1908 году родился Туник Оганесян, в те годы, естественно, были весьма ограниченные возможности для приобщения к музыкальной культуре, но его дед часто приглашал ашугов, сам любил петь.
Природное музыкальное дарование и упорство определили творческий путь Оганесяна. После переезда в Тбилиси он стал заниматься музыкой, но лишь в 13-летнем возрасте у него появилась своя скрипка. После окончания школы Нерсисян в Тбилиси Туник был вынужден работать бухгалтером, а затем учителем в селе Дараков. В 20 лет Туник Оганесян наконец получает возможность учиться в ереванском музыкальном училище. Как отмечает музыковед А. Лившиц, "приход Туника Оганесяна в музыку необычен". Действительно, в отличие от музыкантов, имевших возможность слушать классическую музыку с детства и получивших своевременное музыкальное образование, Туник уже с детства находился в среде, где музыкантами были бродячие ашуги.
Увлекшись сочинением музыки, Оганесян в 1930 году перешел на композиторский факультет, где учился под руководством Аро Левоновича Степаняна. В 1933 году Туник переезжает в Ленинград и учится композиции у Б. В. Астафьева, который пишет о нем: "Я был горд перед самим собой, когда, анализируя опыты Оганесяна, угадывал следы народной интонации и помогал ему по мере возможности верным чутьем ей следовать и развивать ее".
В 1934 году Туник Оганесян зачисляется в Ленинградскую консерваторию в класс профессора Кушнарева. Уже на третьем курсе, в 1937 году, его произведения исполнялись на концертах, а в декабре того же года его пригласили в Москву на декаду армянской музыки, где прозвучали его фортепианные вариации. Кстати, на этих же концертах прозвучали и первые произведения А. Бабаджаняна и А. Арутюняна. Вскоре молодой композитор получает заказ от ленинградского Союза композиторов на сочинение четырехчастного струнного квартета, успех при исполнении которого окрылил его.
На 5-м курсе консерватории Туник Оганесян начал писать симфонию, ставшую его дипломной работой. В мае 1941 года состоялось прослушивание симфонии, получившей положительные отзывы. Но судьба этой симфонии, как и ее автора, оказалась трагической — она была утеряна во время ленинградской блокады.
С самого начала войны Туник Оганесян, несмотря на наличие брони и уговоры Х. Кушнарева, неоднократно добивался отправки на фронт. После нескольких отказов ему наконец предложили поступить в школу лейтенантов. А уже в ноябре 1941 года он был направлен на фронт, командовал взводом. 24 ноября под Ям-Ижорой, выполняя задание командования по блокированию вражеской огневой точки, Арутюн Оганесян погиб. Его имя выбито на мемориальных досках в Союзе композиторов и в Ленинградской филармонии.
Музыкальное наследие Оганесяна невелико — в основном это произведения, написанные им во время учебы в консерватории. Как писал музыковед В. Михельсон, композитор Оганесян смело использовал принципы, форму и технику общеевропейской музыки, сохраняя в то же время свою творческую индивидуальность и национальные особенности. Еще Тигранян отмечал приверженность Оганесяна новаторскому творчеству Дебюсси, имеющему большое влияние на творческие изыскания молодого композитора.
Как известно, музыкальное творчество — это сокровенное выражение души композитора. Рахманинов писал: "Сочиняя музыку, я лишь записываю на нотной бумаге то, что у меня лежит на сердце". Можно лишь представить себе, какой вклад в музыкальную сокровищницу Армении мог бы быть внесен не успевшим реализовать себя талантливым композитором, истинным патриотом Арутюном Саркисовичем Оганесяном.