Дух тысячелетий армянской земли
Недавно я побывала на холме Арин Берд, где возобновляются археологические работы, в музее "Эребуни" долго рассматривала карты Древнего мира и невольно задумалась над судьбами государств, исчезнувших с лица Земли. Великой некогда Армении варвары также оставили всего одну десятую ее исторической территории, однако она сумела сохранить все пласты своей древнейшей цивилизации. Реконструкция исторических отрезков ее многотысячелетнего существования обнаруживает утраченные звенья, которые неумолимое время, все создающее и все поглощающее, ставит на свои места. Немногим более ста лет назад археология совершила грандиозный культурный поворот, ученые столкнулись с неимоверно трудными проблемами: надо было обрабатывать огромную информацию и заполнять "белые пятна" истории.
История армянского народа складывалась на обширной территории Армянского нагорья, где во втором тысячелетии до н. э. было известно одно из древнейших государственных образований — Хайаса. Как следует из клинописи ассирийского царя Тукульти Нинутры I (конец VIII века до н. э.) , в это государство, которое ассирийцы называли Наири, входили 43 области: "Я пересек силой моей превосходной мощи могучие горы, где не было дорог, чьих троп не знал ни один царь, и затем 43 царя страны Наири дерзко стали строем в битву. . . " Урарту и Наири упоминаются в ассирийских клинописях. В вавилонских и персидских текстах Накширустемской и Бисутунской (Бехистунской) надписей царя Дария прослеживается равнозначность терминов Урарту и Армина.
В ХIХ веке преимущественно в европейских музеях (Константинополь, Лондон, Берлин, Петербург) стали появляться первые памятники Урартской (IX-VI вв. до н. э.) культуры. Ученые не знали, каким временем их датировать, к какому народу отнести. Они строили догадки, выдвигали версии, которые рушились одна за другой. Предполагалась их принадлежность Сасанидской Персии, Ассирии, Парфии и т. д.
В 1931 году немецкий урартолог Леман-Гаут опубликовал эстампажи фрагментов рельефов с быками. Два фрагмента были обнаружены в Адильджевазе (район озера Ван). Позже там же нашли и прочие фрагменты этого рельефа — трехметровая фигура Бога Тейшебы на быке, а справа и слева от него — два высоких священных дерева (кипарис и тополь). Крупнейшие иранисты Заррэ и Герцвельд доказали их урартское происхождение. Уже в ходе раскопок на холме Арин Берд не осталось и следа сомнений на предмет принадлежности памятников: на стенах залов было обнаружено то же изображение. На склонах ванской скалы была обнаружена одна из самых больших древневосточных надписей — знаменитая Хорхорская летопись, в которой в течение 13 лет год за годом перечислял свои деяния царь Аргишти (787-750гг. до н. э.).
С 30-х годов ХХ века на территории Советской Армении археологи стали обнаруживать богатый аналогичный материал на холмах Кармир Блур (руины крепости Тейшебаини) и Арин Берд (остатки крепости Эребуни) с фрагментами росписей и рельефов, благодаря которым удалось все расставить по своим местам: это культурные пласты Армянского нагорья.
Но самым поразительным оказалось полное совпадение текста Хорхорской летописи с обнаруженным на холме Арин Берд клинописным текстом: "Величием Бога Халди, Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость для могущества страны Биайни и для устрашения вражеских стран построил, установил ее имя Эребуни. Аргишти говорит: земля была неустроенной, могучие дела я там совершил. Величием Бога Халди, Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь страны Биайни, правитель города Тушпы".
Остатки урартских крепостей были обнаружены в окрестностях города Камо (Гавар) ; в селении Цовинар — клинопись урартского царя Русы I на скале. Там же, в Севанском бассейне, были обнаружены богатые погребения Киехуни — десятки древних колесниц, инкрустированные кинжалы, копья, домашняя утварь, бронзовые браслеты, сердоликовые бусы, керамика.
Дошедшие до нас фрагменты росписей, рельефов, многочисленных предметов материальной культуры и предметов культового назначения с посвятительными надписями, в которых постоянно упоминаются имена урартских царей Аргишти I, Сардури II и Русы I, свидетельствуют об очень высоком уровне культуры этого периода на территории Армянского нагорья.
О дворцовой и культовой архитектуре урартов дают представление не только остатки обнаруженных крепостей, но и рельефы, украшавшие залы дворца ассирийского царя Саргона II. Так, рельеф 14-го зала дворца изображает ограбление и разорение ассирийскими войсками культового центра урартов — храма Мусасир, который находился в горной местности, к западу от озера Урмия (Капутан) — одно из трех крупнейших озер Великой Армении.
Создается урартоведческий центр
Крепость Эребуни на холме Арин Берд — реликт древнего мира. Многочисленные предметы самого разнообразного характера и назначения, извлеченные из недр этой крепости, выставлены в историко-археологическом музее-заповеднике "Эребуни", нынешний директор которого доктор исторических наук Ашот Пилипосян и в 1982-1988 годах работал здесь. В 1988 году он перешел в Институт археологии и этнографии, где занимался наукой. В августе 2007 года он вернулся в музей, чтобы "вложить в него накопленные знания". Он создал проект урартоведческого центра, который должен действовать на базе музея "Эребуни". Господин Пилипосян рассказал о том, что представляет собой его новый проект и какие проблемы заботят его сегодня как директора музея.
— ПОСЛЕ СМЕРТИ АКАДЕМИКА БОРИСА ПИОТРОВСКОГО И КРУПНОГО ЛИНГВИСТА ИВАНА ДЬЯКОНОВА в Российской Федерации не осталось специалистов по урартской клинописи. Нет их сегодня и в Великобритании. По 2-3 специалиста занимаются еще во Франции, в Италии, в Германии, а вот в Турции 15 специалистов-урартологов ведут работу по исследованию клинописей и памятников материальной культуры эпохи Урарту.
В Армении — преемнице и наследнице Урарту — хотя и есть специалисты, но до сих пор ни в Институте археологии и этнографии, ни в институтах истории и востоковедения нет отделов "Урарту". Это по меньшей мере странно! Тем более что восьмитомник Истории армянского народа начинается именно с урартского периода. Наши специалисты преподают в разных университетах и параллельно занимаются проблемами Урарту. И если в течение 2-3 лет не исправить положение, не создать центр, то через минимум через 15-20 лет историю культуры этой части армянского народа будут представлять специалисты других стран и народов.
Создание центра — это первая необходимость. В августе 2007 года я представил программу создания научно-урартоведческого центра, одобренную Министерством культуры Армении.
В результате мы начали подготовку специалистов по овладению урартской клинописью. Занятия проводит известный урартолог Николай Арутюнян, внесший в свое время весомый вклад в развитие урартоведения. Он является автором книги "Корпус урартских клинописных надписей" — фундаментального труда, включившего в себя более 600 оригиналов урартских надписей с Армянского нагорья.
В центре планируется изучение антропологического материала эпохи раннего железа и урартского периода (XI — VI вв. до н. э.) , то есть будет исследоваться остиологический (костный) материал. Занятия будет проводить археолог-антрополог, кандидат исторических наук Рузанна Мкртчян (ученица известного археолога и антрополога Валерия Алексеева.)
ОТДЕЛ РЕСТАВРАЦИИ ЦЕНТРА БУДЕТ ЗАНИМАТЬСЯ РЕСТАВРАЦИЕЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА РАСКОПОК В ЭРЕБУНИ (холм Арин Берд) и Тейшебаини (Кармир Блур). Руководитель этой лаборатории — историк-реставратор Вартан Вартанян, получивший квалификацию в Москве. Здесь мы хотели бы создать сектор, где в лаборатории реставраторы будут делать и маленькие копии-сувениры, которые гости города и все посетители смогут приобретать на память. Специальный отдел будет заниматься архитектурой Урарту. Есть в планах создание отдела, который займется культами и мифами этого периода. Создать такой центр нелегко: нужны время и средства. Программа создания урартоведческого центра вошла в общий план "среднесрочных программ" Министерства культуры на 2008-2011гг. , и мы надеемся ее осуществить.
Средства необходимы и для восстановления музея "Эребуни": многое надо отремонтировать, построить, обновить, снабдить музей теплом. Без отопительной системы страдают экспонаты, а что уж говорить о сотрудниках! Но мы оптимистично настроены и надеемся преодолеть все сложности.
У нас большие творческие планы, которые уже осуществляем: 14 февраля мы первыми в Армении открыли экспозицию, посвященную 100-летию Б. Б. Пиотровского, а в конце сентября у нас состоится международная научная конференция, посвященная ему.
В МАЕ НАЧАЛИСЬ РАДИОМАГНИТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ КРЕПОСТИ ЭРЕБУНИ — городских кварталов, которые остались нераскопанными (раскопана только цитадель) , после чего в конце мая начнутся раскопки под руководством музея "Эребуни", а в июне к нам присоединятся специалисты из Университета Беркли, которых возглавит известный археолог Дэвид Стронах. В сентябре приедет экспедиция Центра стратегических исследований Санкт-Петербурга во главе с доктором исторических наук Василием Любиным.
В этом же году мы планируем начать реставрацию цитадели крепости: в основном будут восстановлены наружные оборонительные стены. Одним из узловых моментов реставрации будет работа по восстановлению древних урартских фресок, которая, очевидно, пройдет в несколько этапов. Думаю, к 20 октября, когда будет отмечаться 40-летие музея "Эребуни", мы многое сумеем сделать. А в праздновании смогут принять участие все желающие, которым поможет познакомиться с нашим музеем сайт в интернете, который в дар музею создала компания "АВИАИНФОТЕЛ" (руководитель Самвел Мурадян, которому мы очень признательны и благодарны).
Итак, мероприятий у нас на этот год запланировано достаточно много, желающие могут быть постоянно в курсе происходящего, а также принимать в них участие.