"Если, по вашему мнению, безопасность слишком дорого обходится, значит вы не знаете, что такое авиационное происшествие" (из Руководства по предотвращению авиационных происшествий, документ ИКАО DOC 9482-AN/923).
До 1991г. в системе МГА СССР, частью которой являлось и Армянское управление гражданской авиации, действовала 3-ступенчатая система контроля состояния и профилактики безопасности полетов, в которую входили собственная инспекция, общеотраслевая инспекция и независимая Государственная комиссия — Госавианадзор СССР.
Важными функциями Госавианадзора СССР и отраслевых органов контроля безопасности полетов было также их совместное участие в расследовании авиационных инцидентов, анализ организации и безопасности полетов. Их взаимодействие, статус и взаимоотношения обеспечивали необходимую объективность выводов и позволяли правильно строить работу по профилактике безопасности полетов.
Созданный после развала СССР Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в силу своего положения международной организации не может обеспечить всю полноту действовавшей в СССР системы контроля безопасности полетов.
В современной России предупреждением аварийности и повышением безопасности полетов в гражданской авиации наряду с государственными структурами занимается некоммерческое партнерство "Безопасность полетов", учрежденное в 1999 году и являющееся правопреемником действовавшего в течение 10 лет до этого Международного фонда авиационной безопасности. Все сферы деятельности гражданской авиации России в обеспечении безопасности полетов находятся в поле зрения созданной в 2007г. Коллегии авиационной общественности (КАО). Организаторами КАО являются отраслевые общественные и некоммерческие организации. Это Международная ассоциация руководителей авиапредприятий — МАРАП, Ассоциация агентств воздушного транспорта (ААВТ) , ассоциация "Аэропорт" ГА, фонд развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер гражданской авиации", межрегиональная общественная организация содействия защите прав граждан "Гражданский контроль" и другие. КАО является неформальным представительным органом, призванным обобщать и выражать общественное мнение о деятельности гражданской авиации России и содействовать ее эффективному и безопасному функционированию. К мнению КАО прислушивается и президент, и правительство России. Здесь же помимо общественных, некоммерческих организаций действуют и коммерческие структуры.
В результате гражданской авиации России удалось быстро очиститься от проникших было в начале 90-х годов "к рулю" управления проходимцев. И хотя проблем все еще хватает, все это позволяет поддерживать безопасность полетов на приемлемом уровне.
В Армении подобных структур нет. Все функции исполнения и контроля здесь сосредоточены в рамках одного ведомства — ГУГА РА. Начиная с приснопамятных времен Л. Т-П, к управлению отраслью допускались случайные люди, и если даже они имели соответствующее образование, авиация их интересовала меньше всего. Нажива везде, где возможно, — вот основной мотив для наших авиационных "композиторов". Это относится и к сфере работы с кадрами, где коррупция и кумовство приводят к наиболее опасным последствиям.
Не имея должной квалификации, руководство и многие работники ГУГА РА не в состоянии своевременно готовить и издавать базовые документы, на основе которых в действующих авиапредприятиях должны разрабатываться собственные руководства и инструкции для летных экипажей, инженерно-авиационных и других наземных служб, что создает прямую угрозу безопасности полетов воздушных судов. Деятельность ГУГА РА зачастую ограничена лишь переводом на армянский язык поступающих документов из ICAO и других источников. При этом из-за слабой терминологической базы и по другим часто субъективным причинам допускается их произвольное толкование и большие опоздания по срокам реализации. Зачастую эти документы остаются известными только руководству, поскольку практически весь персонал авиапредприятий, занятый обеспечением и выполнением полетов, все авиационные знания и терминологию получили на русском или английском языках, а работающим на авиапредприятиях иностранным специалистам требуется их обратный перевод.
По той же причине низкого квалификационного уровня руководства и многих штатных работников ГУГА РА не в состоянии осуществлять свои контрольные функции в организации и обеспечении безопасности полетов, грамотно оценивать ее состояние, технические характеристики и возможности для эксплуатации в Армении воздушных судов. ГУГА РА допускает ошибки и нарушения, в том числе и корыстные, порядка регистрации и сертификации авиационной техники, необоснованно включая в реестр воздушных судов и выдавая сертификаты летной годности одним и отказывая другим заявителям.
Важно и то, что такое монопольное положение ГУГА РА приводит к трудностям или даже полностью исключает деловые отношения с иностранными и международными неправительственными организациями гражданской авиации, страховыми компаниями, а также потенциальными инвесторами.
В результате отсутствия оперативного, независимого и объективного контроля безопасности полетов ряд опасных нарушений безопасности полетов не получил должного профессионального и общественного резонанса. Одновременно страховые компании лишены возможности обеспечивать авиационные перевозки пассажиров и грузов, воздушные суда и летные экипажи адекватным страхованием.
С целью радикальной корректировки ситуации в этой сфере требуются безотлагательные и заинтересованные действия президента, Национального Собрания и правительства РА. Они должны быть направлены на оздоровление кадровой политики в гражданской авиации, а также на включение во все процессы ее деятельности общественных организаций. Причем делать это нужно и на законодательном уровне. Необходимо заменить действующий Закон об авиации, ущербный во многих отношениях, нормальным Воздушным кодексом Армении. Проект Воздушного кодекса подготовлен Национальной авиационной ассоциацией и может быть рассмотрен Национальным Собранием Республики Армения в кратчайшие сроки.
Этим проектом, в частности, предусмотрена возможность назначения указами президента или постановлениями правительства неправительственных (общественных) организаций в качестве специально уполномоченных органов регулирования и контроля в различных областях авиационной деятельности. Тем самым закладываются и соответствующие демократические институты как элементы гражданского общества в Армении.