Логотип

ЦИРКУЛЯР С НЕПОЛЕЗНЫМИ УРОКАМИ

Вот уже несколько лет столичное управление образования в преддверии школьного "последнего звонка" дает строжайшие распоряжения, касающиеся организации торжественных мероприятий в школах и вне их стен. Послезвоночные мероприятия в учебных заведениях должны носить исключительно скромный характер, пиршества в этот день запрещаются и вовсе, а машине, за рулем которой окажется выпускник, прямая дорога на штрафную площадку. В этом плане нынешний конец учебного года исключением не оказался. Но на сей раз управление образования пошло дальше и, кроме всего прочего, пригрозило выпускникам, которые посмеют 24 мая сесть за руль, недопуском к экзаменам.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ПРЕДПРИНЯТЬ МЕРЫ, ПОПЫТАВШИСЬ ПО МАКСИМУМУ УРЕЗАТЬ
вынужденные и, главное, ничем не оправданные родительские затраты на "последний звонок" и умерить пыл не в меру ретивых выпускников, как говорится, сам бог велел. Но. . . Крайности — особо излюбленная форма существования чиновников от образования. Мотаются они, бедняги, туда-сюда, середку найти никак не могут. Уже много лет. То их забросило в одну крайность — чрезмерный либерализм, теперь в другую — нельзя. Проблема лишь в том, действительно ли следуют сему строжайшему циркуляру школьники, их родители и — почему бы и нет? — школьная администрация. Опыт прошлых лет показывает, что не очень. Вернее, делают вид, что следуют. Причем все. Управление как бы запрещает, а школы как бы подчиняются. А в итоге главная задача строжайших распоряжений — не обострять общешкольными празднествами социальную проблему — отнюдь не решается.
Судите сами. Несмотря на запреты, тем не менее уже много лет родительские комитеты с молчаливого согласия школьных администраций и управления образования арендуют залы кинотеатров, театров, творческих союзов. С каждым годом десятиклассники, вернее, их родители стараются шика дать, перещеголяв прошлогодний выпуск. Впрочем, борьба эта давно перешагнула за рамки одной школы. Теперь она разворачивается между школами. Не смешно ли, круглый год ходить в чем угодно, только не в школьной форме, а в праздник наряжаться в одинаковый "черно-белый верх-низ". Еще смешнее, если потенциальные обладатели аттестата зрелости не в состоянии придумать и облечь в слова сценарий своего "последнего звонка". Они предпочитают купить за 150 долларов у шустрых дядь-теть готовый сценарий с плоскими остротами в духе времени и с дежурными словами благодарности, которые на самом деле должны идти от их юных и горячих сердец. Хоть плачь, хоть смейся, но актовые залы собственных школ выпускников для торжества тоже не устраивают. Они предпочитают прощаться с "любимой школой" в помещениях театров, кинотеатров. К этому следует приплюсовать затраты на цветы и подарки учителям, неизменные после каждого экзамена сабантуйчики. . . Все это, естественно, стоит немалых денег — 50-70 тысяч с носа.
СОГЛАСИТЕСЬ, ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ДЕЙСТВИЯ ОБЕИХ СТОРОН — управления образования и школ вместе с их родителями — носят формальный характер. Первая издает распоряжения, а вторая, пытаясь соблюсти форму, старательно их обходит. Что касается ресторанных пиршеств в день "последнего звонка", то они уже давно называются "днем рождения одного из школьников", что позволяет ходить на эти "дни рождения" в том числе школьным учителям, которые, собственно, сами в первую очередь должны строго следить за исполнением распоряжения управления. Трудно поверить, что обо всем этом не знают чиновники из управления образования и каждый год исправно издают строжайшие распоряжения, на которые исполнителям наплевать. Но хуже всего то, что все это происходит перед глазами выпускников, членов нашего общества, вступающих в новый, более взрослый этап жизни. На глазах уже достаточно взрослых людей, извлекающих для себя далеко не полезные уроки.
Тут стоит напомнить о ноу-хау, которым блеснуло управление в этом году. Речь о запрете на вождение машины выпускниками. Те, кто осмелится сесть за руль 24 мая, в день "последнего звонка", могут быть не допущены к экзаменам. Вопрос неподчинившихся, независимо от их успеваемости, будет слушаться на педсовете, который может запретить участие в экзаменах данного выпускника. Прежде всего отмечу, что не являюсь сторонницей вождения машины выпускниками в частности и несовершеннолетними вообще. И в принципе не имею ничего против данного решения. Но последнее, согласитесь, смахивает скорее на полумеру. К примеру, что означает формулировка "педсовет может не допустить"? Выходит, что может и допустить? А здесь напрашивается другой вопрос: сколько будет стоить допуск?
ЕСЛИ УЧЕСТЬ, ЧЬИ ДЕТИ В ОСНОВНОМ РАЗЪЕЗЖАЮТ в этот день (кстати, не только в этот день) на автомобилях, то вряд ли можно усомниться в том, что крутые папаши задействуют связи и, главное, финансы для усмирения школьной администрации. Так что это, по сути, дополнительный коррупционный риск, искусственно внедряемый в школу. Повторюсь, автор этих строк абсолютно за ограничения недетских, опасных шалостей выпускников. Но принимаемые меры должны быть эффективны, а не становиться очередной галочкой, фактически дискредитирующей само управление образования столичной мэрии. . .