В тяжелые годы Великой Отечественной войны братьями Алиханянами на горе Арагац была построена высокогорная научная станция для исследования космическиx лучей, которая в дальнейшем стала известным научным центром и послужила основой для создания Физического института, где в семидесятые годы был построен один из уникальных в мире электронных ускорителей. Благодаря этому в Армении исследовали самые сокровенные тайны природы.
На основе Института физики было образовано большинство институтов с физическим профилем, и Ереван стал известным, крупным научным центром. Кроме этого, в Бюракане действовала знаменитая астрофизическая обсерватория с уникальными телескопами. За широко известные основополагающие результаты, полученные астрофизиками, директора обсерватории, президента АН Армении академика В. А. Амбарцумяна мировая научная общественность избирает президентом Международного астрономического союза, а затем за выдающиеся достижения науки в Армении — председателем Международного совета научных союзов. В Армении регулярно проводились международные конференции, на которые приезжали самые выдающиеся ученые, Нобелевские лауреаты.
В Ереване разрабатывают и производят электронно-вычислительные машины, лазеры, прецизионные станки, автоматы, роботы, автомобили, каучук, лазерные и нелинейные кристаллы и многие другие высокотехнологичные продукты. В Армении действует единственная в регионе атомная электростанция.
Все это было до 1990г. После обретения независимости Арменией к власти приходят личности, облеченные учеными степенями, — президент Л. Тер-Петросян, премьер-министр Г. Багратян, твердо и безапелляционно заявившие, что Армении наука не нужна. Они останавливают работу атомной электростанции и большинства уникальных предприятий и заводов. В стране устанавливается тотальная безработица. Наступают холодные, голодные времена, народ начинает покидать страну в поисках средств существования.
Научные работники, которые до 1992г. составляли высокооплачиваемую категорию служащих (доктор наук, заведующий лабораторией получал зарплату больше министра) , переводятся в самую низкооплачиваемую. Ученые покидают страну, чтобы продолжить свои исследования за рубежом, где научная работа является стратегическим направлением развития общества. Лаборатории НИИ пустеют, опытные производства при институтах закрываются, ликвидируются механические и оптические мастерские, стеклодувные и другие вспомогательные подразделения. Оставшиеся ученые на каком-то внутреннем потенциале, в поисках различных грантов по инерции продолжают проводить исследовательские работы, публикуют научные статьи. Старания первого президента Армении не оправдались — наука сохранилась и, хотя пребывает в очень тяжелом положении, полностью не ликвидировалась.
Второй президент Армении Р. Кочарян начал свою деятельность с осмысленных задач: поднять и развить промышленность, возродить науку, здравоохранение, помочь пенсионерам, бедным. Начали поступать кредиты от международных банков, спонсоров, благотворительные взносы, инвестиции и т. д. Страна стала медленно возрождаться: сфера обслуживания, производство продуктов питания, производство каучука, химические комбинаты, добыча молибдена, меди и др. Президент Р. Кочарян иногда появлялся в научных институтах, говорил: "Мы в долгу перед наукой". Он завершил свою деятельность в качестве президента, так и оставшись в долгу перед наукой.
В период кампании по выборам третьего президента Армении соискатель на эту должность премьер-министр С. Саркисян сообщил: "Мы увеличили ученым плату за ученую степень в два раза". Это означает, что прежние 5 тысяч драмов кандидатам наук стали 10 тысячами при зарплате 25-30 тысяч драмов. Следует отметить, что средняя зарплата по НАН РА — 47 тысяч драмов при 90 тыс. драмов по стране. Из финансовых поступлений в Академию наук 87% идет на зарплату, остальное — на бумагу, карандаши, веники, коммунальные платежи и т. д.
Уже став президентом, С. Саркисян в своем докладе на ежегодном отчетном собрании Национальной Академии наук РА заметил: "Войдя в эти институты, замечаешь, что, имея такие огромные помещения, в распоряжении ученых всего одна или две лаборатории. Там мало работников, а техническая оснащенность этих НИИ оставляет желать лучшего".
Огромные свободные помещения образовались потому, что все обслуживающие подразделения закрылись, научные сотрудники разбежались кто за рубеж, кто в бизнес. От технической оснащенности ничего не осталось, т. к. двадцать лет не было финансирования на оснащение приборами, а современное оборудование стоит дорого. Старое же списали за непригодностью.
Глава государства заявил, что финансирование НАН РА в 2008г. увеличено на 18%. Однако, если учесть, что бюджет страны возрос с $1, 5 млрд до $2, 5, получится, что в процентном отношении к росту бюджета страны финансирование науки сократилось, т. к. бюджет возрос на 66%. И это все на фоне инфляции, повышения цен на продукты, коммунальные платежи и др.
Президент С. Саркисян заявил: "Научный продукт должен служить развитию экономики". Так было до 1990г. А как реализовать такое сейчас? Наука на данном этапе является самым непривлекательным видом деятельности именно из-за того, что оплата научных работников является самой низкой по стране, нет средств для выполнения экспериментальных исследований, отсутствуют вспомогательные подразделения: конструкторский и радиотехнический отделы, опытное производство, мастерские и т. п. Без всего этого невозможно создать серьезное научно-техническое устройство. Промышленность пока не возродилась — уж очень основательно ее при первом президенте разграбили, расхитили, отбросили на десятки лет назад. Разграбить — несложно, возродить — попробуйте! Считаю, что в кабинете министров следует разработать стратегию развития научно-технической отрасли, чтобы наука могла интегрироваться в промышленность, проводить свои разработки.
В Армении сохранился некий научный потенциал, способный выполнять прекрасные фундаментальные исследования, результаты которых принимаются мировой научной общественностью, публикуются в высокорейтинговых журналах. При соответствующем финансировании и организации возможно добиться, чтобы научный продукт служил развитию экономики. Кстати, при соответствующем поиске можно обнаружить в экономике ряд производств, которые выпускают продукцию, внедренную научными институтами. В частности, химический комбинат в Ванадзоре выпускает кристаллы, пользующиеся широким спросом в ювелирной промышленности и других отраслях.
Президент НАН РА Р. Мартиросян в отчетном докладе сообщил, что в 2007г. сотрудниками академии были изданы 104 монографии, 10 из которых — за границей, подготовлены 1230 научных публикаций, 23 изобретения получили патенты. Подготовка каждой монографии — это многолетний, огромный труд (знаю по собственному опыту). Я думаю, несмотря на очень тяжелые условия для занятия наукой в Армении, энтузиасты еще сохранились.
Несмотря на сложные процессы, происходящие в Армении, научная общественность с оптимизмом восприняла провозглашенную новым руководством страны программу развития Армении, в которой декларируется, что "единственный путь для обогащения в Армении — это приобретение знаний". Это вселяет надежду, что удастся преодолеть застой в науке, реанимировать, восстановить уровень достижений 1990г. и выйти на новые рубежи. Ведь наука — это локомотив прогресса.