Логотип

ДНЕВНОЙ ПЛАН ПО ШТРАФАМ

Вся ЛТП-вская рать, вся желтая, бульварная пресса объединилась в единодушном стремлении оболгать, извратить, высмеять, опозорить все то, что делает сегодня власть. И неважно, что именно она делает. Важно, что для определенной категории людей все, что делает власть нынешняя, однозначно плохо. Действительно, не все, что делает власть, хорошо. И у меня к ней масса претензий и поводов быть недовольным. Одно только назначение Наполеона Саркисяна вице-градостроителем и позорное решение об увеличении попуска воды из Севана чего стоят… Но власть делает не одно только плохое, и не видеть этого — означает ненавидеть страну, в которой живешь, хлеб, которой ешь, народ, который имел несчастье родить тебя.

Их называют манкуртами. Но манкурты Ч.Айтматова стали таковыми не по своей воле, и даже у манкурта не поднялась рука на свою мать. Лично я, вроде бы достаточно хорошо знающий два языка – свой родной армянский и русский, ни в одном, ни в другом не могу найти названия подобным существам. Очевидно, за тысячи лет своей жизни ни армянский, ни русский народы с такого рода существами не сталкивались, хотя в нашей истории много всякого было. С другой стороны, история для этих бывших  – категория ложная. Вот уж действительно: бывали хуже времена, но не было – подлей…

Без волокиты и нервотрепки

На прошлой неделе я ездил в Мегри забирать на таможне автомобиль. Так вот, на таможне с меня не взяли ни драма, все оформили по закону, без волокиты, а когда оказалось, что у меня не все в порядке с документами, пошли навстречу, дав возможность затребовать по факсу из Еревана недостающую справку. Интересная деталь: грузины предпочитают перегонять купленные в Эмиратах автомобили через Армению, хотя и дорога труднее, и с Азербайджаном отношения у них вроде бы чудо как хороши — прямо близнецы-братья.

СТАЛ Я СВИДЕТЕЛЕМ ТАКОЙ СЦЕНЫ: в зал таможенного досмотра вошел вальяжной походкой грузин, приехавший за своей машиной. Вошел в пляжных шортах, сетчатой майке, разношенных пляжных тапках на босу ногу и прямо к таможеннику – оформлять груз. Тот посмотрел на него и очень сухо, ледяным голосом: “Гражданин, вы, очевидно, не понимаете, куда вы пришли. Это не пляж в Кобулети, а государственное учреждение. Выйдите, переоденьтесь, пока вас не оштрафовали”. Грузин изумился и стушевался: “Извините, дорогой, я в первый раз”, но тут же побежал, переоделся. А я вспомнил увиденного на базаре в Ахалцихе капитана грузинской армии в кителе с погонами и тоже в пляжных шортах и тапках на босу ногу. В каждой стране – свои обычаи.

В Ереване растаможка автомобиля и получение номерных знаков (это в разных учреждениях) заняли в общей сложности полтора часа. И опять все было быстро, без волокиты и ненужной нервотрепки. Личное отношение таможенника сведено к минимуму, а значит, к минимуму свелись и коррупционные риски. Если я знаю четко, куда и сколько должен платить и размер уплаты от таможенника никак не зависит и им не определяется, естественно, никакого сговора между мной и таможенником быть не может. Интереса нет. С другой стороны, таможенники стали строго следовать букве закона, что, по мнению некоторых ее завсегдатаев,  обусловлено тем, что им перекрыли каналы левых денег. Конечно, зачем нарушать закон, если с этого ничего не имеешь. Кстати, недоработки закона стали бить в глаза именно потому, что раньше на них не обращали внимания. Объясню на собственном примере.

В ДУБАЕ МЫ КУПИЛИ два телевизора по $500 каждый (дочке и нам) и маленький пылесос для машины. Чтобы не таскать с собой в аэропорт и из аэропорта, отправили с машиной. В самолете с нами летели люди, которые везли такие же телевизоры с собой. Никаких проблем с таможней в Ереване у них не было, никто не потребовал ни декларации, ни уплаты пошлины, ни растаможки; единственное неудобство было в том, что им пришлось либо тащить их с собой, либо сдать в багаж и волноваться, как бы не разбили при погрузке и выгрузке. У нас, наоборот, оказалась куча проблем. Растоможивать автомобиль нужно было в одном месте, телевизоры и пылесос – в другом. В дополнение ко всему выяснилось, что мы не имели права распаковывать их; пришлось опять упаковывать, везти на таможню, доказывать, что мы не контрабандисты и т.д. В общем, нервы мы потрепали…

Может быть, есть смысл упростить процедуру растаможки или вообще освободить от нее ввозимые товары, если они приобретены для личного пользования (если человек везет, допустим, один телевизор) и если их суммарная стоимость не превышает, скажем, одной тысячи долларов.

А в целом, повторюсь, даже несмотря на нервотрепку с телевизорами, наши таможенники меня приятно обрадовали; можно работать прилично, заставляя уважать и себя, и страну. Ведь она, как известно, начинается с таможни. Посему, пользуясь случаем, хочу выразить свое уважение работникам Мегринской таможни (замначальника С.Айрапетян) за достойное представление страны и за грамотное исполнение своих служебных обязанностей.

Порядка на улицах стало больше

Я вожу автомобиль уже почти 20 лет; много и по-всякому общался с гаишниками, есть у меня среди них уже и знакомые. Не раз заходила речь и о порядке на дорогах, и о мздоимстве. Поверьте, им это не нравилось гораздо больше, чем нам. В самом деле, ни одному взрослому мужчине не может нравиться ситуация, когда его буквально выгоняют на панель (простите, улицу) попрошайничать.

НИКТО СЕЙЧАС НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТ, как еще недавно, и составляет акт только потому, что у него подходит к концу смена, а дневной план по штрафам еще не выполнен (было со мной и такое). Начали останавливать только за нарушения и вроде действительно невзирая на номера. Власти веришь, когда уверен, что для нее и перед нею все равны. Многие жалуются на большие штрафы, пробуют по старинке дать в лапу (говорят, что у некоторых это и теперь получается), но если власть будет держать планку, все это довольно быстро сойдет на нет. Сумели же отучить от этого дела гаишников в Грузии, чем мы хуже. Кстати, не я один заметил: порядка на улицах стало больше, водители стали уступать друг другу и даже – пешеходам.

В очередной раз убеждаешься, что и взяточничество у нас не в крови, и к дисциплине мы можем привыкнуть; единственное, что оказалось нужно – политическая воля руководства и решимость покончить с азиатщиной, чего не было ни у ЛТП, ни у Р. Кочаряна.

Я голосовал не за С.Саргсяна, хотя жил с ним в одном общежитии (правда, сильно сомневаюсь, что он узнает меня при личной встрече, буде таковая состоится). Но он мой президент, и я вижу, что человек хочет и может многое поменять к лучшему. Может быть, вместо того чтобы вставлять ему палки в колеса и всячески пакостить на закордонные деньги, лучше если и не помогать, то хотя бы не мешать…

В любой уважающей себя стране эти писаки давно были бы не у дел и не с созданным ими же своим ореолом мучеников и политических репрессированных, а элементарных уголовников, возводящих поклепы на людей, унижающих их честь и достоинство. Их бы затаскали по судам, присуждая и заставляя выплачивать штрафы за оскорбление личности. Вот и пошли бы деньги грантов любителей демократии на пользу обществу.

Надо уметь проигрывать

Полуфинальный матч немцы проиграли испанцам. Раздосадованные проигрышем своего фаворита (хотя абсолютно понятно, что кто-то из двоих должен был вылететь) немецкие болельщики пошли крушить магазины и бить болельщиков испанских, за что и получили жесткий отпор полиции и попали под уголовную статью. И никто не стал делать из них ни политических оппонентов, ни политических заключенных.

Проигрывать тоже надо уметь. Такова не только спортивная жизнь, но и политическая.