Логотип

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СВЯТЫНИ

Телефон зазвонил, когда я работала над статьей "Паломничество к Святыням" ("ГА" от 10 июня). В ней шла речь также о том, что многие наши церкви находятся в катастрофическом состоянии и нуждаются в срочной помощи, что необходимо сохранять эти святыни и передавать грядущим поколениям, как это из века в век делалось в Армении. Как бы в продолжение этой мысли мой собеседник сообщил, что в одном из районов города Раздана (бывшее село Джрарат) некий благородный человек восстанавливает на собственные средства древнюю церковь Святого Карапета. Через несколько дней мне удалось собственными глазами увидеть плоды бескорыстной благотворительности.

"Неким благородным человеком" оказался Ваник Хачатурович ГЕВОРКЯН, инженер-строитель, автор многочисленных зданий в Ереване.

Родился он в городе Севане, вырос и получил образование в Ереване (ЕрПИ). Их род происходит из Хоя (Иран), откуда его предок мелик Шеко Тер-Ованесян в 1827 году, когда в ходе русско-персидской войны были взяты города Хой, Урмия, Салмаст, Ардебиль, пришел в Армению и привел с собой более тысячи армянских семейств. Он был магальным (областным) начальником Аваджухского округа. Пришедшие с ним армяне были земледельцы, портные, мастеровые,

ювелиры, строители, гончары. Примерно 200 из них поселились в Джрарате (бывший Рндамал), остальных мелик Шеко разместил в Верхней и Нижней Ахте, Кахси, Ванатуре (бывш. Атарбекян).

Мелик Шеко был священником и, естественно, первое, на что он обратил свое внимание, была церковь Святого Карапета в Джрарате, построенная, согласно сохранившейся над входом надписи ереца Аствацатура, в 1628 году. Церковь пребывала в бедственном полуразрушенном состоянии. И первое, что сделал мелик Шеко со своей семьей, — восстановил церковь, вернув ей первоначальный вид. Это был 1828 год. 200 лет спустя церковь вновь преобразилась и стала

служить людям.

В советский период церковь, уже полуразрушенная и запущенная, была превращена в склад. Захламили не только церковь, но и всю ее территорию, на которой находились захоронения многих известных людей.

И снова 200 лет спустя на помощь церкви Святого Карапета пришли потомки мелика Шеко — Ваник Хачатурович Геворкян осуществляет строительство, а его племянник Ашот Вазгенович Геворкян финансирует всю работу. Они решили продолжить дело своего героического предка.

На вопрос: "Что послужило толчком к этому благородному шагу?" — Ваник Геворкян отвечает:

— Примерно лет двадцать назад, в 1987 году, когда исполнилось 160

лет со дня переселения наших предков на родину, я задался целью воссоздать генеалогическое древо нашего рода. На эту работу ушло много времени и усилий, но мне удалось создать древо, в котором я собрал около 250 членов нашего рода. Когда работа была завершена, был написан сценарий на тему переселения наших предков из Хоя в Рндамал под предводительством мелика Шеко. Собрали всех здравствующих сородичей. Устроили представление, в котором роли исполняли наши родственники. Потом всех рассадили "по ветвям"… Было много разговоров, воспоминаний. И тогда мой отец Хачатур дал нам наставление — восстановить церковь Святого Карапета в Джрарате, которую 200 лет назад восстановили наши предки и просили всегда заботиться о ней.

Работы предстояло очень много. Церковь оказалась наполовину в земле. Я обратился в Комитет по охране памятников. Под руководством ведущего археолога, заместителя директора Института археологии и этнографии НАН Армении Гагика Саркисяна были осуществлены археологические работы, в ходе которых было обнаружено большое количество высокохудожественных хачкаров, множество захоронений, на некоторых из них сохранились надписи. На одном из надгробий изображен посох, что указывает на высокий духовный сан. На основании выявленного фактического материала было разрешено приступить к восстановительным работам. Архитектор Самвел Дерцян составил план реконструкции.

Мы с Ваником Геворкяном осмотрели церковь Святого Карапета. Она представляет собой трехнефную базилику. В двух алтарных приделах сохранились хачкары IX-XVIIвв. Наличие хачкара IX века в левом приделе указывает на более раннее происхождение этой церкви, нежели 1628 год, указанный над входом. Возможно, тогда она была восстановлена либо перестроена. На это указывают также обломки некоторых хачкаров — особенно четыре постамента для хачкаров (на одном из них сохранились кресты) , извлеченных во время нынешней реставрации из-под церкви (на уровне фундамента). Прекрасно сохранились и шесть массивных колонн из дуба, увенчанные капителями, которые делят зал на три нефа.  Стволы дуба, согласно описаниям архиепископа

Месропа Смбатянца, были привезены из Сарыкамыша.

В 1831 году архиепископ Месроп Смбатянц объехал всю Армению, ведя перепись всех действующих и не действующих церквей. По поводу интересующего нас Джрарата (Рндмала) он написал: " Достигли села Рндамал, что по-курдски означает "красивый дом", так его мелики называли в честь мелика Шеко — предводителя переселенцев-армян из Хоя в Рндамал.

Остановились у священника Мкртыча и закончили работу (по переписи) ".

Я пересмотрела кипу фотографий: фиксируется каждый шаг восстановительного процесса, который наглядно показывает, какую невероятно большую работу проделали люди, решившие выполнить наставление предков и вернуть самое большое богатство, которым владеет человек, — Божий дом, где постигается сущность бытия и небесное предназначение.

На старом кладбище Джрарата надгробный памятник с надписью указывает место упокоения достойнейшего мелика Шеко, который позаботился о своих соотечественниках и помог им вернуться на родину. Он помогал им выживать физически и духовно. Церковь Святого Карапета была его духовным пристанищем и прибежищем. Рядом с церковью он и основал свой дом. Теперь,

когда церкви (уже в который раз!) возвращен первоначальный вид, его душа наверняка успокоилась.

Предстоит проделать еще много работы. Ваник Хачатурович шаг за шагом продумывает и осуществляет все до последней мелочи и детали. Он показал мне уже готовый крест,  который украсит купол церкви, Библию, в свое время принесенную переселенцами и чудом сохранившуюся доныне. Обдумывается самый важный заказ — колокол. И все это делается с такой любовью и заботой, как если бы он строил свой собственный дом. Впрочем, так оно и есть: ведь нет ничего выше духовной наполненности…

Какой будет процедура введения церкви Святого Карапета в действие?

— Церковь Святого Карапета по завершении восстановительных работ будет передана в ведение Первопрестольного Святого Эчмиадзина, который назначит служителя, и церковь снова будет служить людям, для чего ее строили наши далекие предки и многократно восстанавливали. Она будет нести людям вместе с проповедью Божиего Слова мир, покой и согласие.