Необходимо четко определить задачи, концепцию реформирования науки и выделения направлений, имеющих реальные перспективы как в плане получения конкурентоспособных результатов, так и коммерциализации
Прошедшая некоторое время назад в НАН встреча ученых с премьер-министром Тиграном Саркисяном оставила достаточно грустное впечатление. Выступления директоров НИИ были выстроены по одному трафарету — краткий отчет о проделанной институтом работе и неизменная просьба увеличить финансирование исследований. В заключение встречи премьер-министр сказал, что в ближайшее время скачкообразного увеличения финансирования науки не будет, так как бюджетные средства весьма ограниченны, и дал однозначно понять, что ученым пора начинать серьезно работать над концепцией развития и реформирования науки, иначе мы не сможем создать экономику, основанную на знаниях.
Обе стороны были, несомненно, правы. Денег на науку действительно выделяется мало, и это очень ограничивает результативность исследований и приток молодых кадров в науку. Однако и бюджет весьма ограничен, и пора наконец понять, что, если не пойти по пути реформирования и все оставить как есть, будет продолжаться распыление и без того скудных бюджетных средств.
Сегодня мировая наука развивается и финансируется по-другому. Серьезные исследования осуществляются в рамках обоснованных и конкретных проектов, под которые выделяются средства. В реальных условиях такой страны, как Армения, ожидать серьезного увеличения средств на научные исследования вряд ли имеет смысл. Всю систему организации и функционирования науки пора менять, в противном случае вряд ли можно рассчитывать, что положение в этой стратегически важной области изменится к лучшему.
Нет никаких сомнений, что серьезная наука в Армении есть. В сфере фундаментальных исследований наши ученые работают на очень хорошем уровне, а это реальная основа для прикладных разработок. Но отдачи от пусть даже скромных вложений в науку не видно, потому что сферы, где эти разработки могли бы найти применение, практически нет. Число действующих в республике наукоемких производств весьма ограниченно, а условия не очень-то располагают к открытию новых предприятий этого типа. Создать наукоемкое производство в Армении — значит обречь себя на массу трудноразрешимых проблем, а прибыльность, по крайней мере на первых порах, гарантировать трудно. Получается, что армянская наука работает не на Республику Армения, а на другие страны.
Вопросы коммерциализации научных исследований в других странах решаются комплексно и требуют серьезных усилий со стороны государства. Сама по себе наука, даже если она представит перспективные разработки, стать гарантом коммерческого успеха не может. Здесь необходим системный подход, обеспечивающий развитие прикладной науки и экономики как единого целого и создание для этого целого ряда благоприятных условий, включающих налоговые льготы, предоставление долгосрочных кредитов, помощь в нахождении рынков сбыта готовой продукции и т.д.
Но хотелось бы более детально рассмотреть ситуацию собственно в сфере науки, которую не только необходимо подготовить к вступлению в коммерциализационный процесс, но и создать нормальные условия для исследовательской работы. Определенные шаги в этом направлении предпринимаются. Однако попытки реформировать науку в Армении пока не дали желаемых результатов, что, впрочем, совершенно естественно. Серьезной концепции реформирования науки не предложено. Четко обозначить поставленные задачи не удалось, Разрозненные и локальные меры не могли в целом изменить положение к лучшему. В первую очередь следует помнить о том, что реформы должны проводиться с учетом реальных финансовых возможностей и новых условий. Дело в том, что при нынешних крайне ограниченных средствах Армения не в состоянии развивать все научные направления, доставшиеся в наследство от СССР. Попытки объять необъятное не только обрекают нашу науку на нищету, но и снижают возможности получения конкурентоспособных результатов, их коммерциализации и интеграции в мировое научное и экономическое пространство. В этих условиях любые преобразования не дадут результатов. Палитра науки Армении очень богата, но надо честно признаться, что отдельные цвета уже потускнели. Есть научные исследования, которые давно не интересны мировой научной общественности.
Все предпринимаемые сегодня преобразования, по сути дела, сводятся к снижению затрат на науку, а не к созданию условий получения конкурентоспособных результатов. А это однозначно порочный подход. В процентном отношении в 2008г. финансирование науки по сравнению с бюджетом 2007г. снизилось. Процесс реформирования науки сегодня буксует и, если даже идет, настолько стихийно и необдуманно, что ожидать положительных изменений вряд ли возможно.
Начинать реформы в сфере науки надо с отбора тех направлений, которые являются реально перспективными для Армении. А это — наличие кадров, имеющих современную подготовку, уровень технической оснащенности, наличие средств, обеспечивающих выполнение той или иной научной задачи. От чего-то придется, к сожалению, отказаться. Но зато те научные направления, которые сохранятся в том числе и в системе НАН, получат значительно большие возможности для развития. Но вопрос — как отбирать приоритетные направления — требует самого ответственного подхода. Экспертиза не должна проводиться той же структурой, которая выделяет деньги. И совсем не случайно в программе Евросоюза "Политика европейского соседства" в пунктах 4, 5, 6 указано, что для отбора научных программ на конкурсной основе создается специальная структура независимой экспертизы. С другой стороны, в плане мероприятий по реформированию науки, утвержденном правительством РА, этот вопрос будто специально нигде не оговорен. А это основа основ проведения реформ, обеспечивающая реальный старт процесса. Причем независимую экспертизу должны пройти все виды финансирования — целевое, грантовое и базовое. Будет лучше, если организацией независимой экспертизы займется фонд, деятельность которого связана с наукой. Отбором перспективных, приоритетных направлений должны заниматься независимые эксперты из известных научных центров. Только в этом случае можно избежать субъективных подходов. Привлечение серьезных экспертов потребует определенных затрат. Но они, несомненно, будут оправданны. Нельзя бесконечно находиться в неопределенном положении и при оценке состояния науки Армении основываться на приблизительных данных.
Нынешнее состояние науки неприемлемо. Мы не знаем, что мы конкретно имеем, не представляем, куда идем. В 2002г. решением правительства РА были утверждены приоритеты развития науки Армении, куда вошел чуть ли не весь спектр имеющихся в мире научных направлений. Такого рода необоснованные амбиции губительны для науки нашей страны, чреваты опасностью потерять все.
В то же время адекватная картина науки Армении, постановка четких задач и выделение направлений, имеющих реальные перспективы, это и есть та основа, на которой следует проводить реформирование науки, и в первую очередь НАН. На основе из реальных приоритетов развития науки Армении легко и естественно будут создаваться современные исследовательские центры, в которые, в зависимости от научных задач, могут входить как целые институты, так и отдельные лаборатории и ученые.
Попыткой решить организационные проблемы науки стало создание Государственного комитета по науке, что, несомненно, следует рассматривать как положительный факт. Необходимость в такого рода структуре назрела давно. Министерство образования и науки этими вопросами практически серьезно не занималось. Но статус комитета при министерстве вызывает массу вопросов и ограничивает возможности новой структуры. В то же время четко не оговорен и статус НАН. Неопределенность создает дополнительную напряженность в и без того достаточно сложных условиях.
Возникают и другие вопросы. С одной стороны, сегодня, когда нужно безотлагательно привести в порядок всю систему науки, концентрация имеющихся организационных ресурсов совершенно необходима. Однако, с другой стороны, любая централизация повышает коррупционные риски в этой области. В широком смысле – любой субъективный подход можно считать коррупцией. Эти явления не зависят от персоны руководителя сферы, они неизбежно возникают сами собой, если в этой области нет соответствующих инструментов, демократических институтов, если не исключающих полностью, то хотя бы максимально снижающих риски. Важнейшим из этих инструментов является система независимой экспертизы.
Вся система науки Армении нуждается в очень серьезных преобразованиях, но начинать надо с определения четких задач, разработки концепции реформирования науки и выделения тех направлений, которые имеют реальные перспективы как в плане получения конкурентоспособных результатов, так и коммерциализации.