заявил "ГА" начальник отдела ветеринарии Тавушского областного центра Госинспекции по безопасности пищевых продуктов и ветеринарии Татул СТЕПАНЯН
— Г-н Степанян, когда и где в области зафиксирована последняя вспышка африканской чумы свиней?
— 15 января в Берде у фермера Мисака Бадаляна пала свиноматка с 5 поросятами. После этого в области не было падежа.
— Как вы оцениваете этот факт? Как затишье перед бурей или победу над эпидемией?
— Я считаю, что это все-таки результат той многофункциональной организационно-технической работы, которую наша служба проводила в течение года. Успех был бы недостижим, если бы мы не смогли за короткий срок внедрить в сознание фермеров необходимость строго соблюдать определенные правила содержания свиней и биозащиты животных. Нынче вольный выпас не практикуется. Хочу также напомнить, что против африканской чумы свиней (АЧС) не выработано вакцины и лечения, а потому победить эту болезнь можно только решая одновременно комплекс проблем. В тех селах, где нам удалось установить деловое сотрудничество с администрацией общин, падеж свиней составил небольшой процент от наличного поголовья. К примеру, в селе Киранц благодаря активным действиям главы общины Амаяка Назаряна пало всего 34 животных из содержащихся на подворьях 300 голов. Кстати, недавно государство возместило сельчанам эти потери в размере 2 млн 79 тыс. драмов.
— В мясных пассажах свинины стало мало, а цены подскочили. Областная статистика удручает, не так ли?
— До эпидемии в области было зарегистрировано 40 тыс. свиней. Количество павших животных достигло 8402 голов. 731 фермер получил возмещение ущерба в размере 210 млн драмов. Конечно, вынужденный убой составил очень большой процент. Поэтому, по данным ЦСУ на январь нынешнего года, поголовье свиней едва превышало 8 тыс. Однако фермеры имеют возможность за короткий срок восстановить популяцию свиней. Более того, если программа кукурузоводства области оправдает себя, а посевной клин в этом году достиг 2500 га, то местная кормовая база позволит даже увеличить поголовье свиней. Есть и другой резерв обогащения кормового рациона. Как известно, в этом году впервые государство субсидирует растениеводческую продукцию 17 сельских общин Берда. Все эти меры прямо или косвенно будут позитивно влиять на развитие свиноводства области.
Однако фермеры должны понимать, что вирус АЧС очень живуч и способен даже спустя годы неожиданно проявить себя. Поэтому мы должны продолжать соблюдать все ветеринарные правила, которые, собственно, и позволили остановить победное шествие вируса по фермам и подворьям области. Кроме того, с целью мониторинга диких сородичей домашних свиней, кабанов, мы установили тесные контакты с лесхозами и охотничьим объединением области, чтобы в случае обнаружения больных диких свиней незамедлительно принять меры. Еще одним переносчиком вируса АЧС являются клещи. По нашей просьбе армянские биологи занимаются этим вопросом, чтобы более детально выявить возможные риски. Напомню, что в соседней Грузии буквально за несколько месяцев АЧС охватила все регионы страны, а ущерб в десятки раз превысил наши потери. Кстати, правительство Грузии так и не возместило до сих пор ущерб фермеров. Я недавно был в служебной командировке в Болгарии, принимал участие в международном семинаре 23-х евразийских государств. Армянский опыт по борьбе с африканской чумой был признан заслуживающим внимания и получил высокую оценку, учитывая ограниченные финансовые, технические и правовые возможности нашей страны.
— Какая сегодня наиболее злободневная задача?
— Ареал вируса АЧС — 32 населенных пункта. По утвержденному графику мы провели дезинфекционные работы уже на 432 подворьях 11 сел, пастбищах, свинофермах. 34 тыс. кв.м – это всего лишь одна треть территории, которую предстоит оздоровить уже к началу осени. Между тем дезинфекционный отряд состоит из трех человек. Администрация сел оказывает посильную помощь и содействие отряду, но основную нагрузку несут три наших специалиста. К тому же обильные осадки задерживают темпы работ. Поэтому мы будем просить у Минсельхоза вторую дезинфекционную автомашину.
— После известного постановления правительства от 4 сентября 2007 года за Âщ1108Н изменилась ли к лучшему материально-техническая база возглавляемой вами службы?
— Мы получили лабораторную установку ELIZA (с комплектом мебели) стоимостью 13,5 млн драмов, которая позволяет быстро и точно диагностировать многие инфекционные болезни на ранней стадии развития. Кроме того, технический парк пополнился дезинфекционно- универсальным комплексом (ДУК). Теперь мы вооружены также ручными распылителями для проведения дезинфекционных работ и спецодеждой, имеем запас необходимых дезинфекционных средств. Конечно, этого недостаточно, чтобы проводить такой объем работ в экстремальных условиях. Но руководство Минсельхоза намерено в ближайшее время предоставить нам вторую автомашину ДУК. Думаю, что каждый бывший район области должен иметь свой обеспеченный всем необходимым дезинфекционный отряд, чтобы более оперативно реагировать на вызовы, связанные с эпидемиями.
— Чрезвычайная ситуация требует достаточно высокой профессиональной подготовки от ветврачей. Есть у вас такие кадры?
— Если проблема материально-технической базы худо-бедно была решена за короткий период, то для повышения уровня квалификации ветврача требуется больше времени. Многие наши специалисты после окончания вуза в течение 20-30 лет не проходили курсов усовершенствования. В европейских странах ветврачи каждые три года проходят обязательную учебу и получают соответствующую лицензию. Для долгосрочного решения этого вопроса ассоциация тавушских ветеринаров сотрудничает с донорскими организациями республики, чтобы организовать профессиональный тренинг. Ветеринария обеспечивает здоровье нации и продовольственную безопасность страны, а потому государство более других должно быть заинтересовано в подготовке высококвалифицированных кадров.