Монолог старосты
Село Киранц и в советские годы сидело на госдотациях. Вся произведенная сельхозпродукция имела высокую себестоимость. Нечем похвалиться и сегодня.
ГОВОРЯТ, В АРМАВИРЕ СОБИРАЮТ ПО 5 ТОНН ЗЕРНА С ГЕКТАРА. До этого успешно реализовали урожай абрикосов и других косточковых. И так по всей Араратской равнине. Есть что крестьянам возить на продажу на воскресную столичную ярмарку и другие сельскохозяйственные рынки. Многие села вокруг столицы уже определились, сколько и что выращивать. А вот горные села еще прозябают. Специализация для нас остается недосягаемой мечтой. Казалось бы, ну что там трудного — выбрать прибыльную культуру и наладить производство? На практике все не так просто.
Первым делом надо понять, что такое горная пашня. К тому же приграничная. Из 220 га наших земель 60 га обстреливаются противником. Работать на такой земле не безопасно. Более того, наших сил и средств хватает, чтобы кое-как весной справиться с 30 гектарами. В селе 96 семей, и только 15 зажиточных имеют толковых работников, способных сеять и жать. Остальные занимаются животноводством, но производят так мало, что и продавать нечего. И так из года в год. Если не переломить ситуацию, то перспектив не будет и спустя полвека.
Сельскую общину я возглавляю с 1996г. За 12 лет бюджет села вырос до 2 млн 400 тыс. драмов. Сумма, конечно, смешная. Ее хватает только на оплату всевозможных услуг со стороны организаций и ведомств областного центра: нотариальных, загса и т.п. В селе нет клуба, библиотеки, негде провести собрание.
Несколько лет назад без отрыва от работы я закончил Академию государственного управления. Продолжаю практику по основной профессии ветврача. Пытаюсь личным примером пропагандировать сельский бизнес. У меня есть 2 гектара табачных плантаций. На них по найму работают 6 семей – зарабатывают хорошо. Но вот молодые трудиться на поле не хотят: ждут манны небесной.
В СЕЛЕ ЕСТЬ ЕЩЕ ОДИН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ — молодой человек из Еревана. После проб и ошибок он выбрал пчеловодство. На пасеке у него уже 60 ульев, и в столице его мед берут охотно. Два предпринимателя не могут вытянуть все село на достойный уровень жизни. Конечно, есть и такие факторы, которые отбивают желание у крестьянина что-то производить. Взять хотя бы молоко. Пока литр минеральной воды дороже молока, коров на подворьях не станет больше. Да и говядина приносит больше прибыли городскому мяснику, чем самому фермеру.
Глава "Гранд Холдинга" Грант Варданян подарил селу комбайн. Стоит дорогая машина, а убирать-то нечего. На эти деньги можно было провести в село газ, глядишь, и жить стало бы веселей. Лес от нас далеко, да и рубить запрещено. Словом, кругом проблемы.