65 лет назад, 23 августа, полным разгромом большой группировки немецких войск завершилась Курская битва, окончательно переломившая хребет фашизму жарким летом 1943 года
После сокрушительного поражения в Сталинградской битве (19.11.1942 – 02.02.1943.) Гитлер в жажде реванша приступил к осуществлению операции "Цитадель" в районе Курск – Орел – Белгород. На этом участке советско-германского фронта планировалось сосредоточить до 70% танковых дивизий и свыше 65% боевых самолетов. После ожесточенных оборонительных сражений советские войска 12 июля перешли в контрнаступление и разгромили врага 23 августа.
Курская битва вошла в анналы истории невиданным до сих пор танковым встречным сражением у Прохоровки, где за 1 день противник потерял более 400 танков. А всего было подбито 1500 вражеских танков, 3700 самолетов, уничтожено 3000 орудий, разгромлено 30 отборных дивизий, из них 7 танковых.
В грандиозном сражении на Курской дуге армянские национальные дивизии не участвовали. Но тысячи воинов-армян от солдата до генерала внесли свой вклад в эту победу. Отметим прежде всего командующего 11-й гвардейской армией генерал-лейтенанта Ивана Христофоровича Баграмяна. Танковый корпус его армии прорвал оборону врага, в ходе 7-дневных боев зона наступления армии расширилась до 120 км. С разрешения Сталина армия получила пополнение в 24 тыс. человек для разгрома орловской группировки врага. В ходе операции армия Баграмяна освободила 7 тыс. населенных пунктов. За умелое руководство 27 августа Баграмяну было присвоено звание генерал-полковника, вручен высший полководческий орден Суворова I степени. Несомненно, успех под Курском стал тем трамплином, который способствовал взлету Ивана Христофоровича. Через 2 месяца, 17 ноября, его назначили командующим 1-м Прибалтийским фронтом с присвоением звания генерала армии.
В то же горячее лето будущий маршал, а тогда генерал-лейтенант авиации Арменак Ханферянц (Худяков) был представителем Ставки ВГК, координировал действия 5 воздушных армий, лично разработал план массированного удара авиации на главном направлении наступления советских войск. А непосредственно в воздухе за штурвалами штурмовиков, истребителей и бомбардировщиков находилось более 500 летчиков-армян.
Еще один будущий маршал (а тогда полковник), Амазасп Бабаджанян, получил за Курск ордена Красного Знамени и Красной Звезды. Свой вклад внесли корпус генерал-майора Саркиса Мартиросяна, дивизия генерал-майора Андраника Казаряна (получил звание Героя Советского Союза в октябре 1943г.). Еще один армянин, полковник Калустов Григорий Шаумович, получил Героя посмертно 14 ноября 1943 года, похоронен в Курске, а в армию был призван из Баку.
Из Московской области был родом Владимир Ионосян. В наградном листе скупо описаны подвиги командира взвода, сказано, как "лейтенант с 5 бойцами ворвался в траншеи противника, в короткой схватке лично из автомата расстрелял 38 солдат и одного офицера". Далее перечислены другие боевые эпизоды с участием бесстрашного комвзвода, представленного 20 июля 1943 года к званию Героя. Указ о награждении был подписан посмертно…
…Поражение в Курской битве вынудило Германию перейти к обороне на всех фронтах Второй мировой войны, стратегическая инициатива окончательно перешла к советскому командованию, и для многих стало ясно, в чью сторону склоняется победа. Правда, потребовались еще год и 8 месяцев, чтобы увенчать День Победы знаменем над рейхстагом и пройти от Курска до Берлина. Армяне могут гордиться тем, что на всем протяжении Великой Отечественной войны — от обороны Брестской крепости до разгрома милитаристской Японии — сделали все для победы. Не стала исключением и Курская дуга.