"Проблему дефицита удобрений можно было решить еще в 2004 году", —
считает кандидат технических наук, старший научный сотрудник НИИ электрификации и механизации сельского хозяйства Степан ХОЕЦЯН
Вот уже на протяжении 7-10 лет в республику ежегодно поступает от 20 до 50 тыс. тонн аммиачной селитры. Другие минеральные удобрения (фосфоркалийные и сложные) не по карману нашему фермеру и потому давно перестали завозиться. Не секрет, что использование одной лишь аммиачной селитры наносит огромный вред окружающей среде, какой именно, в общих чертах объяснил доцент Госаграрного университета Армении, доктор сельхознаук Вячеслав Арутюнян. Дело в том, что аммиачная селитра очень быстро растворяется в почвенной влаге и проникает в глубокие слои почвы, при этом происходит потеря азота в форме нитратов — чрезвычайно вредных соединений, отравляющих артезианские воды, источники, всю окружающую среду.
— КСТАТИ, РАНЬШЕ, — УТОЧНИЛ В.АРУТЮНЯН, — ДО 90-го ГОДА, мы использовали ежегодно от 100 до 150 тыс. тонн селитры, около 40 тыс. тонн карбамида, до 150 тыс. тонн фосфорных удобрений и примерно 25-30 тыс. тонн калийных солей, т.е. количество используемой сегодня селитры составляет лишь 30% по сравнению с ее использованием в советский период. Сейчас земля удобряется только селитрой, а для получения хорошего урожая крестьяне используют до 300-400 кг (в физическом весе) на гектар.
Между тем проблема дефицита удобрений могла быть в значительной степени (на 50-60%) решена еще 6-7 лет назад, когда группа ученых НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства под руководством кандидата технических наук Степана Хоецяна разработала технологию производства гранулированных органических и органоминеральных удобрений на основе куриного помета с добавлением цеолита, бентонита и других добывающихся в республике компонентов. Гранулы удобны в употреблении, абсолютно лишены какого-либо неприятного запаха, в отличие от селитры не вымываются из почвы, растворяясь постепенно, по мере полива, равномерно подают растениям питательные вещества, которые полностью усваиваются сельхозкультурами. И еще одно очень важное свойство гранулированного куриного помета, — подчеркнул В.Арутюнян, — при поливе гранулы разбухают и выделяют CO?, что улучшает водно-воздушный режим почвы, тогда как минеральные удобрения не обладают такой способностью.
ИСПЫТАНИЯ, ПРОВЕДЕННЫЕ СОТРУДНИКАМИ ЦЕНТРА СОДЕЙСТВИЯ по внедрению и оценке сельхозтехнологий, а также научного центра почвоведения агрохимии и мелиорации Государственного аграрного университета РА показали высокую эффективность новых удобрений. По словам В.Арутюняна, на протяжении 5 лет проводившего испытания новых удобрений на различных сельхозкультурах (винограде, абрикосах, перцах, помидорах и др.), эффективность гранулированного птичьего помета превышает полные минеральные удобрения (калий, азот, фосфор) и полуперегнивший навоз. Урожайность культур в отдельных случаях повышается на 50%, особенно в случае однолетних. Что касается всеми любимого картофеля, то его урожайность, по данным сотрудников научного центра почвоведения, мелиорации и агрохимии (руководитель экспериментов Ашот Хачатрян), повысилась на 25-30%. И, что самое главное, подчеркнул В.Арутюнян, потери аммиачного азота при удобрении гранулами сводятся к минимуму.
Казалось бы, после таких впечатляющих результатов новинка завоюет фермерское население. Но все пошло по знакомому сценарию. С.Хоецян неоднократно обращался в Минсельхоз, к бывшему премьеру А.Маркаряну с просьбой помочь организовать широкомасштабный эксперимент удобрений на разных сельхозкультурах, объяснял актуальность и преимущества гранулированного куриного помета по сравнению с другими удобрениями, но получал туманные неясные ответы или деликатный отказ, как, к примеру, от бывшего замминистра сельского хозяйства О.Клояна, написавшего еще в 2004г., что производство органических удобрений из местного сырья чрезвычайно актуально, но у министерства нет денег. Примерно такой же ответ был получен из Минсельхоза месяц назад, правда, с оговоркой оказать содействие. Интересно, на что тратит деньги означенное министерство, если на развитие своих собственных отраслей их всегда не хватает? Впрочем, в 2004г. Минсельхоз проявил какую-то заботу: выпустил цветные информационные листки, разослал их по марзам.
Между тем просьба Хоецяна имела под собой реальную основу.
— Дело в том, — объяснил он, — что куриный помет в чистом виде сильно действующее и непредсказуемое средство и крестьяне опасаются использовать его. Однако после соответствующей обработки все риски исчезают, чтобы поверить в это, крестьянин должен сам воочию увидеть и убедиться в безопасности и эффективности гранулированного куриного помета, а не корпеть над "филькиной грамотой" с непонятными ему цветными схемами. В данном случае, — считает Хоецян, — главным является создание рынка сбыта, а для этого необходимо организовать широкомасштабные эксперименты во всех марзах, подключить к работе агрономов, агрохимиков. Это большая, серьезная работа. А я всего лишь … ученый. И наша группа без поддержки министерства не справится с этим делом.
УДОБРЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ институт готов предоставить бесплатно. Убедившись в эффективности и выгодности в плане стоимости гранулированного куриного помета, крестьяне начнут закупать его, и постепенно сформируется рынок сбыта. Тогда уже можно будет думать и о создании цехов при птицефабриках, владельцы которых также убедятся в прибыльности предприятия. А это в свою очередь позволит решить 2 серьезных вопроса: очистить загаженные вокруг птицефабрик территории и сразу же начать переработку куриного помета, чтобы сохранить все его полезные свойства. И наконец, новые цеха — это дополнительные рабочие места. По подсчетам С.Хоецяна, доход в госказну от реализации гранулированного куриного помета составит 800 млн драмов ежегодно.
А для того чтобы наладить такое нужное для развития сельского хозяйства и вместе с тем выгодное дело, требуется всего лишь помочь ученым организовать широкомасштабный эксперимент, на что у правительства то ли нет времени, то ли просто желания.