Логотип

СТРАТЕГИЯ ЗДОРОВЬЯ

Армянский центр "экзамены" сдал успешно

Лекарства – не бизнес, а  в первую  очередь  мощный инструмент общественного здоровья, средство для борьбы  против болезней тактического и стратегического значения,  а  регуляция  лекарств — это  политика,  нацеленная  на обеспечение  безопасности  населения,  которая ограничивает активность частного   сектора, чтобы  достичь  целей, определенных  государством, заявил в интервью "ГА" директор Центра лекарств и медицинских технологий Армении академик Эмиль ГАБРИЕЛЯН

Экспертиза и исследование лекарственных препаратов в Армении находятся на весьма высоком уровне и признаются ведущими организациями Европы. Но это отнюдь не означает, что мы полностью защищены от применения фальшивых или некачественных лекарств. Исследованиями и экспертизой в этой сфере занимается Центр лекарств и медицинских технологий Армении, работу которого мониторят международные медицинские организации. Всемирная организация здравоохранения и Международная фармацевтическая организация проводят ежегодные проверки работы центра. О ситуации на рынке лекарств Армении, и не только, мы побеседовали с директором центра Эмилем Габриеляном.

— Эмиль Самсонович, похоже, армянская организация признана одной из сильнейших в СНГ. Чем это обусловлено?

— Лаборатория нашего центра оснащена самым современным в Армении, да и во всем регионе, оборудованием. Дело в том, что центр в любом случае не может отставать в плане своего профессионального и технического развития от мировых тенденций. А последние качественно меняются из года в год. Если мы ошибемся в своих расчетах, то наш имидж на международной арене серьезно пострадает. В связи с этим мы постоянно совершенствуем свою техническую и технологическую базу и профессиональную подготовку специалистов. Это приносит свои плоды. В частности, недавно Международная фармацевтическая ассоциация провела конкурс, в рамках которого необходимо было определить три параметра образцов лекарств: уровень PH, точку плавления и концентрацию йода. По точности расчетов наш центр занял, соответственно, 1, 3 и 6 места среди 50 аналогичных лабораторий мира. В том числе были и 20 европейских лабораторий и 4 из США. Кроме того, издаваемый нашим центром с 1992 года бюллетень "Лекарства и медицина" признан со стороны  Всемирного союза медицинских бюллетеней и включен в ее текущую работу.  

— Таким образом, мы можем считать себя защищенными от некачественных или фальшивых лекарств?

— По части поступающих в нашу страну по официальным каналам, то есть легально, медицинских препаратов мы защищены на довольно высоком уровне. Доказательством этому является тот факт, что импорт или применение в нашей стране очень многих лекарственных препаратов, представляющих угрозу для людей, запрещается. Но справедливости ради должен отметить, что есть и случаи контрабандного ввоза лекарств, свидетельством чему является наличие на рынке незарегистрированных или поддельных лекарств. Таких случаев выявлено много, особенно по линии биологически активных добавок, которые в последние годы стали довольно популярными. Но это уже не наша сфера влияния.    

— Возглавляемая вами организация проводит проверки на рынке?

— Проверки на рынке не входят в наши полномочия, а находятся в компетенции государственных структур. Но мы участвуем в этих проверках по приглашению коллег из Минздрава. Все равно мы здесь имеем большой пробел, поскольку проверки неперманентны, не такие, какими должны быть на самом деле. В новом Законе о лекарствах мы должны учесть это. Лекарства — в первую очередь не бизнес, а средство стратегического значения для поддержания здоровья человека. Не случайно во всем мире эта сфера самым серьезным образом контролируется, поскольку прямо соотносится с жизнедеятельностью и безопасностью людей.

— Вы участвуете в создании новых лекарств?

— Да, конечно. Создание новых лекарственных препаратов – процесс весьма сложный и долгий. Наши эксперты проводят мониторинг процесса доклинических исследований, осуществляемых компаниями-разработчиками, на предмет соответствия международным стандартам. Далее комитет этики должен одобрить весь этот процесс. Только после этого новый препарат допускается к долгому процессу клинических исследований. 

— А много создается в нашей стране медицинских препаратов?

— Нет. Прошедший классический процесс исследований у нас всего один совершенно новый препарат — "Арменикум". Он уже признан во многих странах, и интерес к нему растет день ото дня.

— И все-таки в деле продвижения "Арменикума" очень много препятствий…

— (Смеется) Ну, они связаны со взаимоотношениями на международном рынке лекарств. Конкуренция на мировом рынке лекарств очень жестокая, и идет жесткая борьба. Но в любом случае, нам удалось серьезно продвинуть препарат, и в этом направлении работа продолжается. У фармацевтических воротил мира средний срок от создания до продвижения лекарственных препаратов на рынке занимает 10-12 лет. "Арменикуму" всего 7-8 лет. Так что необходимо набраться терпения, поскольку такие дела за год-два не делаются.       

— На основе "Арменикума" был создан препарат "Х", который дал положительные результаты в области ветеринарии. Вы знакомы с ними? 

— Ветеринария несколько не наша область. Но факт в том, что кроме СПИДа "Арменикум" высоко зарекомендовал себя в борьбе против ряда иных болезней. Фантастический эффект дало применение препарата для лечения красной волчанки. В настоящее время мы накапливаем информацию, которая позволяет утверждать об универсальности этого медицинского препарата. "Арменикум" обладает колоссальным спектром ярко выраженного антивирусного действия. У нас сейчас до 600 излечившихся больных СПИДом и ни одного отрицательного результата.

— Достижения возглавляемого вами центра позволяют ему предоставлять услуги иностранным организациям, так сказать, заниматься экспортом услуг?

— Конечно. Мы проводили исследования для украинских фармацевтических компаний, три года назад мы провели масштабные исследования лекарств для Сьерра-Леоне. Из этой африканской страны к нам поступила заявка на определение параметров 4 образцов лекарств. После того как мы переслали им результаты, сьерралеонцы сразу же заказали исследование 100 видов препаратов. То есть сперва нас проверили и только потом предложили крупный заказ. Были заказы и из России, Белоруссии. Кроме того, у нас прошли  переподготовку и обучение специалисты из разных стран. Специалисты нашего центра выезжают за рубеж, где проводят семинары и учебные курсы . Участвовали в подготовке доктрины Всемирной организации здравоохранения по традиционной медицине, в том числе по применению лекарственных трав в медицине.

— А как вы оцениваете потенциал Армении по развитию традиционной медицины?

— Потенциал большой, но необходимы колоссальные финансовые средства для проведения исследований и научного доказательства возможности применения в медицине лекарственных трав.