Логотип

1300 КИЛОМЕТРОВ ПО (НЕ) НАШИМ ДОРОГАМ

Самолеты – это плохо. Их выдумали антиподы Остапа Бендера, чтобы людей с широтой мироощущения, авантюрных добряков с распахнутой душой стало меньше. Их выдумали, чтобы мир стал менее интересным, более маленьким и круглым… Земля стала территорией и расстоянием. Никогда путешествие на самолете не было и не будет таким интересным, как на автомобиле. Попробуйте. Правда, на авто из нашей страны, к сожалению, далеко не уедешь. В какую сторону ни едешь – нарываешься на какой-нибудь замороженный, а то и вовсе горячий конфликт. Но в Аджарию поехать вполне возможно. Правда, обратно – не очень.

ЛЕТО. МОРЕ. ГОЛУБОЕ, БОЛЬШОЕ И ТЕПЛОЕ. Но не только море, а дорога тоже. Порядка 650 километров, из которых 450, согласно определению некоторых малознакомых с ландшафтами Европы сангвиников, по кавказской Швейцарии – Грузии. В дороге все интересно, даже такое неприятное дело, как таможня. Согласно социологам, лишь 5% населения нашей страны обладает широкими возможностями, позволяющими, к примеру, без очереди пройти таможню. Даже если эта самая очередь растянулась на полкилометра. Нет, ошибаются социологи, таких людей у нас больше, чем 5%. Социологам необходимо встать в 4 часа утра, доехать к таможенному пункту Баграташен в 7 утра, простоять 6 часов в очереди, наблюдая, как сильные страны сей, наплевав на стоящих в очереди и с благословения таможенников, прут за заветные ворота. Прут, пока не подрежешь им путь носом своего собственного "прута" и обцарапаешь тем самым всю покраску на переднем крыле. Тогда представители этих "высших" процентов любезно пропускают тебя, понимая, что следующим твоим шагом может стать нечаянно отправленный в его дорогущее ветровое стекло придорожный кирпич.

Одно из самых ценных качеств грузинского народа – это тяга к совершенству. Последнее определяется у них просто. Совершенное в грузинском понимании означает — лучше, чем у соседа. При взгляде из окон своих вагончиков, где ютилась садахлинская таможня, на двухэтажное здание армянской таможни у грузин раздражилась тяга к лучшему, и они отгрохали такой тампункт, что поляков с белорусами зависть взяла. Внушительные размеры диктуют и внушительное поведение. То есть отныне вам придется выгрузить все аккуратно уложенные вещи из машины, протащить их через сканер и загрузить их снова, уже беспорядочно раскидывая по машине. Лишь бы вырваться из этого таможенного плена. Отсюда мораль: выезжая на отпуск в Грузию, не берите с собой вещей. Даже если у вас годовалый малыш on-board, бутерброда с бутылочкой воды хватит, чтобы дотянуть до нулевой отметки над уровнем моря. А там все прикупите на месте. Благо – не дорого.

САКАРТВЕЛО. СТРАНА ЛЕГЕНД И МИФОВ. Скольких поэтов вдохновляла она на бессмертные строки! Один из современных мифов Грузии – легенда о хороших дорогах. Не считая 50-километрового забетонированного участка от Тбилиси в сторону Гори, остальные дороги как и у нас, а местами хуже, чем в послевоенной Сьерра-Леоне. Основной минус хотя бы и хороших грузинских дорог – низкая пропускная способность. Горизонтально идущая с востока на запад Грузии трасса является частью TRASECA. Движение по ней, соответственно, интенсивное, а дорожное полотно имеет всего лишь по одной полосе в каждую сторону. То есть можно пристроиться позади какого-нибудь груженного 30 тоннами примуса и пыхтеть за ним на 40 км/ч, не имея возможности обогнать его из-за непрерывного потока встречных машин. Зато асфальт до портов Поти, Батуми и до населенного пункта Сарпи (граница с Турцией) новый.

Еще любопытная деталь. На трассе через каждый километр поставлены указатели, упорно отнимающие по километру от расстояния до Сухуми: "Сухуми 257", "Сухуми 256", "Сухуми 255", "Сухуми 254"… Где-то на 200-м километре до Сухуми новые указатели исчезают, после чего внимательный путешественник может заметить уцелевшие с советских времен указатели расстояния до Поти.

Прямизна пути в Грузии – тоже деталь. Куда бы ты ни ехал, никуда не надо сворачивать, а ехать только прямо. Не надо спрашивать таксистов или дорожных полицейских, как проехать. Ответ один – прямо, все время прямо. Плюсы рельефа. Кстати, о грузинских дорожных полицейских. Они – подарок, по крайней мере в сезон отпусков. Ограничивающие скорость или проезд, поворот или разворот дорожные знаки носят лишь символическую нагрузку на психику водителя. Движение по кишащим полицейскими дорогам саморегулируемо в зависимости от плотности движения, погодных, асфальтовых или рельефных обстоятельств. Более того, грузинский "гаишник" не будет говорить с вами из машины через открытое окно, а обязательно отреагирует на ваш вопрос, лишь выйдя из машины, надев фуражку и поправив форму.

ДЕСЯТИДНЕВНАЯ ОСТАНОВКА В АДЖАРИИ – НЕ ЕСТЬ ПРЕДМЕТ МАТЕРИАЛА. Посему – обратная дорога при включенном радио: Гори бомбят, Кутаиси бомбят, Тбилиси лежит в руинах, русские солдаты дошли до Алаверды и помогают памбакским бабкам таскать ведра из колодцев. Доехали по основной трассе до Хашури. Дальше – Гори. Туда – ни-ни. Необходимо свернуть на юг, на Боржоми, Ахалцихе, Ахалкалаки, Ниноцминду и Армению, хотя в Грузии никаких "югов", раз вы едете на восток. Если вы кого-то ненавидите, можете попросить у него машину и поехать на ней смотреть достопримечательности Ахалкалаки. Смотреть там не на что, зато спать вы будете после этого крепко, как минимум год: по таким дорогам на машине ездить нельзя — 30 километров камней и грунтовки от Ниноцминды до границы Армении. Если бы не таможня, то понять, что ты уже в Армении, можно по внезапно появившемуся из ниоткуда асфальту.

По дороге туда возникло чувство зависти к отцам, пересекавшим просторы бывшего Союза мимо кривого таможенного шлагбаума и полусонного таможенника. Но по дороге домой – обратное чувство. Все-таки впечатлений больше сейчас, нежели тогда. Не летайте самолетами, а разбейте машину о чужие просторы!