Логотип

ИСТОРИЯ ОДНОГО НЕГРАЖДАНИНА

Он родился и вырос в Тбилиси. Несмотря на свое армянское происхождение, толком говорить на родном языке научился только в 26 лет, когда в этом году переехал жить в Степанакерт. В связи с этим тбилисский армянин Оганез ОГАНЕСЯН выговаривает слова с небольшим карабахским акцентом.

Родителей, дом, друзей и все ему родное Оганез оставил в Тбилиси, собрал личные вещи и переехал в Степанакерт, в небольшую комнатку по найму. Все это неспроста – он хочет служить в армянской армии. В Грузии Оганез получил профессию таможенника, отслужил в пограничных войсках. "В армии меня пытались отговорить от идеи ехать в Карабах. Грузины ценят военнослужащих армянского происхождения", — говорит Оганез. Но отговорить не получилось. Молодой, симпатичный парень твердо стоит на своих идейных позициях.

Для поступления на службу в армию Оганезу необходимо гражданство нашей страны. В Тбилиси он оформил все бумаги, приехал в марте этого года в Ереван и обратился в паспортно-визовое управление полиции. Здесь начались проблемы. Над его незнанием армянского языка "девушки" из управления изрядно поиздевались. Не принимали заявления, запугивали тестом по армянскому языку, откладывали прием заявления и день экзамена. Но новые знакомые Оганеза помогли ему разобраться в его правах. Он сдал тесты (согласно закону, на русском языке) на отлично, оформил все бумаги и стал ждать. В Степанакерте перебивался кое-как, зарабатывая в баре, впоследствии стал писать статьи о карабахской жизни для интернет-издания.

Прошло 6 месяцев, но заветной синей книжицы он так и не получил. "В ОВИРЕ мне говорят, что бумаги они направили в президентскую администрацию. Неофициально я узнал, что президент одобрил мою просьбу. Но когда придут они обратно в ОВИР, никто не знает, — рассказывает Оганез. – 6 месяцев уже прошло, никак не предполагал, что все это так затянется". По словам Оганеза, многие его друзья из Тбилиси, армяне по национальности, также хотят переехать жить в Карабах и служить в армии молодой и не знакомой им республики. Интересуются опытом своего друга, ждут, чем закончится его "приключение". Среди желающих есть и прошедшие воинскую подготовку молодые люди. На исторической родине безразличное, а порой и вовсе издевательское отношение к инициативе нашего соотечественника пока не сломало его дух. Он продолжает надеяться, что однажды получит гражданство и реализует свою мечту – служить в армянской армии.

— Это не единичный случай подобного отношения к репатриантам, — утверждает знакомый с историей Оганеза представитель Союза армян России в Южном федеральном округе России Грант САРКИСОВ. – Причем пример Оганеза – из самых печальных. Дело в том, что есть различные категории репатриантов. Есть и несостоявшиеся на чужбине наши соотечественники, которые не сумели влиться в общество. Но есть и состоявшиеся армяне, имеющие крепкую семью, работу, друзей и пользующиеся уважением общества, в котором они живут. Это идейные репатрианты, желающие переехать на историческую родину именно из идейных, а не из-за материальных или психологических препятствий по месту своего проживания. Оганез переехал в Степанакерт, не имея там никого и ничего, кроме своей идеи служить в родной армии.

Г.Саркисов отмечает, что репатриантам очень сложно приходится в Армении: вся необходимая им информация лишь на армянском языке, репатрианты не могут ознакомиться со своими правами и обязанностями. По словам собеседника, все эти годы вопросы репатриантов ему приходилось решать лишь благодаря каким-то личным связям, знакомству с отдельными руководителями и конкретными людьми. "Системы как таковой нет. Людям приходится бегать из одного управления в другое, незнание армянского языка для многих наших соотечественников оборачивается серьезной проблемой – чиновники относятся к ним пренебрежительно. Процесс репатриации, а тем более получения гражданства неоправданно трудный. В этой сложной ситуации все идейные стремления очень многих людей сходят на нет", — утверждает Г.Саркисов.

После этого утверждения мы попытались найти в интернете потенциально необходимую репатриантам и мигрантам информацию. На веб-сайте полиции размещена информация кроме армянского и на русском языке. Однако она ограничивается лишь несколькими законами, в том числе российскими: о гражданстве, беженцах, предоставлении убежища и др. Однако Закон РА "О гражданстве" был представлен лишь в первоначальной редакции с одной лишь поправкой. Между тем с 1995 года, когда был принят закон, в него постоянно вносились изменения. Кроме того, нет никаких иных нормативных документов, определяющих порядок, например, беспошлинного ввоза личных вещей, необходимого для представления заявки на гражданство перечня документов и пр. На веб-сайте Агентства по миграции, несмотря на наличие русского и английского вариантов сайта, лишь скудная информация. На английском – ничего, на русском – только ответы на часто задаваемые вопросы. По интересующей нас части практически не нашлось ничего и на веб-сайте Посольства Армении в России. Информации нет и на интернет-страничке нашего МИД. Комитет по делам Диаспоры (с 1 октября – министерство) в интернете не представлен. Думаем, что пока.

Фактически, кроме сайта полиции с вариантом закона "О гражданстве", на русском языке в интернете ничего больше не найти. В то же время логично, что вся необходимая, свежая (!) правовая документация, как минимум на трех языках, должна быть размещена на сайте Агентства по миграции! Очень хотим надеяться, что она найдет место на сайте формирующегося Министерства по делам Диаспоры. Причем не в виде сухих и громоздких законов и текстов соглашений, а в "разжеванном", популярном изложении в виде путеводителей или брошюр по каждой отдельно взятой стране, где имеются крупные армянские общины. Сайт должен также отличаться своей интерактивностью, что несвойственно отечественным официальным веб-страничкам. Желающие должны оперативно получать необходимую им информацию, посылать электронные документы и получать их.

Что там обычному гражданину, то есть вовсе не гражданину, если информацию найти сложно даже журналисту. Так, начальник Управления по амнистии, гражданству, наградам и званиям аппарата президента Джемма АКОПЯН в "беседе" с корр. "ГА" посоветовала поискать необходимую нам информацию о сроках рассмотрения заявки на получение гражданства в решениях правительства. От нее комментариев по этому сложному процессу или о судьбе дела Оганеза получить не удалось. Согласно 29-й статье Закона РА "О гражданстве", заявки на предоставление гражданства рассматриваются в течение 1 года. В то же время, согласно закону, армяне по национальности могут получить гражданство в упрощенном порядке. То есть на них не распространяется требование о проживании на территории Армении в течение последних трех лет и возможность изъясняться на армянском языке. Но срок рассмотрения заявки до 1 года остается в силе. Однако нам, полноценно владеющим армянским языком, так и не стало понятно: 1 год считать с момента представления заявки в паспортно-визовое управление полиции или в аппарат президента?

Представившись иностранцами-армянами, мы попытались на русском языке поинтересоваться в Агентстве миграции по поводу сроков рассмотрения заявки. Здесь несравнимо более вежливо нам сообщили, что в связи с последними событиями в Грузии мою заявку как тбилисского армянина могут рассмотреть в более короткие сроки. К примеру, в срок до 6 месяцев. Для более точных сведений нам предложили позвонить в паспортно-визовое управление. По двум телефонным номерам управления (59-61-25 и 54-81-37) в будний день после перерыва и до 18.00 никто к телефону не подходил, а третий номер (53-69-42) "временно не мог быть вызван". Последнее в отношении стационарного телефонного номера означает, что телефонную трубку на долгое время отложили в сторону и станция автоматически временно отключила номер.

Процесс получения гражданства объективно не может быть нелегким. Однако для такой страны, как Армения, с многомиллионной диаспорой, он имеет по сути стратегическое значение. Разводить бюрократию, оставлять этот процесс на авось, играть с чувствами тысяч таких патриотичных и идейных людей, как наш соотечественник Оганез Оганесян, является тормозом укрепления армянской государственности.