Логотип

ОТ НУЛЯ ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ

*Из Арцаха лорийцы ежемесячно отправляют домой 40 млн драмов

*Проходчики зарабатывают до 800 тыс. драмов в месяц

Дрмбон открытый и закрытый

"Все это мы создали практически с нуля: жили в растянутых на слякоти палатках, совещания проводили, сидя на кроватях, там же ели, спали и работали". Так презентовал компанию Base Metals студентам из Армении ее директор Артур МКРТУМЯН.

Входящую в структуру группы Vallex компанию, разрабатывающую Дрмбонское золотомедное месторождение в НКР, на днях посетили 120 студентов из профильных вузов Еревана и Алаверди, где им подробно представили деятельность Base Metals. Студенты получили возможность ознакомиться и с работой фабрики, и с комплексом природоохранных мероприятий компании, и побывать в штольнях в глубинах арцахских недр. В частности, им был представлен закрытый оборотный цикл работы воды на фабрике. Base Metals, пожалуй, единственная компания в Армении и НКР, которая не выпускает зараженную тяжелыми металлами воду со своей обогатительной фабрики в окружающую среду. Современное оборудование позволяет максимально извлекать драгметаллы из породы, исключая возможность попадания воды в природу даже из штолен. Хвостохранилище застраховано двумя дамбами, блокирующими в случае чего попадание хвостов в расположенное неподалеку Сарсангское водохранилище. Причем вторую дамбу компания построила вне проекта, по своей инициативе.

Ныне в компании работают 1200 человек со средней заработной платой в 170 тысяч драмов. Любопытный нюанс: работающие в Дрмбоне лорийцы ежемесячно отправляют домой порядка 40 миллионов драмов. Самая высокооплачиваемая работа (исключая административные должности) у проходчиков. Зарплата у них сдельная. Проходчик пошустрее за месяц может заработать до 800 тысяч драмов. Для этого придется за день проходить 2,5 метра. Проходчики необходимы Base Metals, поскольку рудник на 2/3 разрабатывается закрытым методом. Закрытая разработка позволяет сохранять природу, в большей части – лес, но выходит компании боком.

Дело в том, что закрытая разработка – сложнейший инженерный и дорогостоящий процесс. При разработке закрытого рудника компания использует технологию обратной заливки шахт. То есть после извлечения породы из штольни в последнюю заливается цемент. Это на 6 долларов увеличивает себестоимость переработки одной тонны руды, но позволяет сохранить природу, избежать деформаций грунта, а также извлечь все 3,2 миллиона тонн руды. Дорогая технология заливки использовалась у нас лишь в советское время – на территории Сотского рудника. По признанию А.Мкртумяна, компания ежемесячно завозит из Армении полторы тысячи тонн цемента. Все это способствует росту себестоимости разработки.

Так, для добычи одной тонны руды расходуется 42 доллара. В горнорудной промышленности это считается высоким показателем. Для сравнения отметим, что громоздкая технология дальнейшей переработки извлеченной руды обходится компании всего в 12 долларов за тонну. Однако концентрация руды в Дрмбоне позволяет окупить все эти расходы. В среднем в тонне дрмбонской руды содержится 12-13 кг меди, 3,5-4 гр золота и немного серебра. Более того, входящий в структуру группы Vallex Ереванский горно-металлургический институт по просьбе Base Metals разрабатывает технологию заливки шахт хвостовыми отходами, что позволит решить сложную экологическую задачу по хранению вредных для окружающей среды хвостов.
 Открытым способом планируется добыть лишь 240 тысяч тонн руды, и на этот шаг пришлось пойти лишь потому, что концентрация золота и меди в этой породе низкая и закрытая разработка означала крупные потери для компании. В этих 240 тысячах тонн содержание золота составляет всего 1-1,2 г в тонне, а меди — 6-8 кг. В целом по просьбе Степанакерта 15% срубленного под капитальное строительство и открытый карьер леса компанией были компенсированы лесовосстановительными работами, а остальные – деньгами. Кроме того, верхний слой земли компанией снимается и складируется в целях ее использования для рекультивации открытого карьера и хвостохранилищ.

Хвостохранилища с экологической точки зрения являются наиболее проблемным технологическим звеном обогатительных фабрик: в них хранится отработанная на фабрике руда, из которой уже извлечены все дорогостоящие металлы. Эта переработанная смесь содержит целую гамму тяжелых металлов, проникновение которых в природу чревато серьезными экологическими проблемами. Ежемесячно обогатительные фабрики выдают десятки тысяч тонн ядовитой для природы смеси, которая сливается в специально построенные для этого полигоны – хвостохранилища. При этом дно этих резервуаров уплотняется глиняным экраном для исключения возможности проникновения хвостов в грунтовые воды, а также укрепляются стены и дамбы хранилищ.

Техут в контексте Лори, Армении и Европы

К сожалению, недра Техута не так богаты минералами, как дрмбонские. Техутское месторождение в Лори, разработку которого также осуществляет Vallex, вызвало наибольший интерес у студентов. Глава группы Vallex Валерий МЕДЖЛУМЯН обратил внимание студентов на этот факт, подчеркнув, что такие расходы, как в Дрмбоне, в Техуте не окупятся. "Ни одна компания не будет работать себе в убыток. Я сам как коренной лориец также заинтересован в сохранении биоразнообразия Техута, но это просто невозможно. Глупо было бы оставить это богатство под землей, когда Армения нуждается в их разработке", — отметил В.Меджлумян.

Беспокойство студентов относительно экологических последствий разработки Техутского месторождения В.Меджлумян мотивировал лишь их недостаточной информированностью. По его словам, в Техуте будет задействована совершенно идентичная фабрика с закрытым циклом, как и в Дрмбоне. Разница лишь в том, что Техутское месторождение будет разрабатываться открытым способом (в Дрмбоне лишь третья часть разрабатывается открытым способом), и фабрика в Техуте будет мощнее дрмбонской. В.Меджлумян подтверждает, что в Техуте придется срубить 357 гектаров леса. Однако компания компенсирует тот же объем леса с учетом его возраста на иных территориях.

Правительство Армении пожелало, чтобы компания восстановила лес не только в Лорийской области, но и близ Еревана, где лес практически отсутствует. "Не меньше вас я заинтересован в развитии леса и экономики нашей страны и на моей родине – Лори. Но все относительно. За два десятка лет мы планируем срубить в Техуте столько леса, сколько сегодня незаконно вырубается за год", — отметил В.Меджлумян. Стоит отметить, что в свое время В.Меджлумян связывал нездоровый интерес некоторых общественных организаций к Техуту с иностранными источниками. "Вся Европа и ее экономика в свое время поднялась на горноперерабатывающей промышленности. И сегодня высокие технологии и наука Европы продвинулись благодаря начальному капиталу, накопленному за счет эксплуатации ресурсов. Все дело в том, кто и как разрабатывает эти ресурсы", — отмечает глава Vallex.

А.Мкртумян отмечает, что из-за отсутствия в советское время в Карабахе горнорудной промышленности сегодня в независимой республике нет соответствующих специалистов даже в правительстве. "Кажется, что это идеальные условия для шулерства. Но мы ночами не спали и помогали местным чиновникам, сами по буквам разбирали законы и учили их нашему опыту. В результате принимавшая в эксплуатацию Дрмбонское месторождение комиссия из 32 чиновников из Армении оценила нашу работу на отлично", — отмечает А.Мкртумян. Он признается, что все дело не в законах и правилах, а в ответственности отдельно взятой компании перед своей совестью, местным населением и страной, где она работает. Вдобавок к этому В.Меджлумян добавляет, что через 10 лет, когда завершится разработка Дрмбонского месторождения, на основе этого затерянного в горах Арцаха села компания планирует построить крупный туристический объект – Сарсанг-сити. Сегодня вся инфраструктура компании Base Metals построена с учетом этой перспективы. Причем этот объект будет рассчитан на 60 тысяч туристов. "Со всей ответственностью заявляю, что Сарсангское водохранилище является наиболее удобным "водным" местом отдыха во всей Армении и в Арцахе. Умеренный климат и щедрая природа – основа для успешного развития туризма в Сарсанге", — считает В.Меджлумян.

Base Metals как условие развития Арцаха

В рамках поездки в Арцах состоялась встреча президента НКР Бако СААКЯНА со студентами. Последние поинтересовались у президента о значении разработки Дрмбонского месторождения для экономики страны. Ответ оказался довольно любопытным.

"Base Metals стала первым крупным предприятием Арцаха. Несколько лет назад оно обеспечивало более трети доходов госбюджета. В этом году его доля сократилась до 17% за счет увеличения других секторов экономики. И эта цифра будет и дальше снижаться до предполагаемых 12%. Это означает, что экономика Арцаха идет по пути диверсификации сфер и доходов. Вместе с тем необходимо отметить, что рост иных секторов экономики стал возможен именно благодаря Base Metals, которая выплачиваемыми государству налогами создала возможности для активной поддержки государством экономики и реализации различных программ, направленных на развитие сельского хозяйства и иных сфер", — отметил президент. Ко всему этому Б.Саакян добавил социальную и благотворительную деятельность компании и иные косвенные стимулы развития экономики вплоть до внедрения в республике новой культуры производства. К примеру, в рамках отмеченной поездки на реконструкцию детсада в Степанакерте компания предоставила $1млн.