Логотип

НА ДНЕ — В ТРУЩОБАХ

Дом N48 по улице Назарбекяна в Ереване стоит на отшибе. Это 9-этажное здание представляет собой мрачноватое зрелище. Дело в том, что строительство было приостановлено в силу известных событий, произошедших в нашей стране в конце 80-х. Тогда строителям не хватило самую малость, чтобы его завершить и сдать в эксплуатацию. Сегодня у этого здания практически нет крыши, входных лестниц, окон, дверей и проч. Тем не менее дом заселен: на этажах там и сям развешано белье, окна остеклены. Кто же живет в этом незавершенном и непригодном для жилья здании?

Жители

Тикин Анаит пригласила к себе. Поднимались мы на 7-й этаж по шатавшимся из стороны в сторону лестничным маршам. Отсутствие перил вырабатывает адреналин: один неверный шаг — и полет вниз головой гарантирован. Наконец добрались до нужного этажа.

ТО МЕСТО (ЯЗЫК НЕ ПОВОРАЧИВАЕТСЯ НАЗВАТЬ ЭТО КВАРТИРОЙ), где живет эта женщина со своей семьей (двумя внуками, дочерью, сыном и невесткой) напоминает бетонный бункер. Стены, пол, потолок — один сплошной бетон. В помещении царит стойкий запах сырости, на стенах — плесень. Что касается санузла, то его заменяет ведро. Питьевую воду набирают из трубы, которая находится во дворе этого дома. Зато в "бункере" уже год есть электричество!

… Тикин Анаит рассказывает нехитрую историю семьи. Затяжная болезнь кормильца семьи, его смерть.

— Я продала квартиру, расплатилась с долгами. Новую квартиру купить не успели, цены резко подскочили. Сначала мы снимали жилье, а когда поняли, что так долго не протянем, переехали сюда. Так и живем, скоро уже 4 года… — говорит она.

Жизнь в бетонном бункере "наградила" ее внуков болезнями. 7-летнюю Светлану недавно выписали из больницы, где она пролежала около месяца У девочки проблемы с почками. Она хорошо учится, первый класс окончила с похвальной грамотой. В школе осведомлены, что она из социально необеспеченной семьи и всячески ей помогают: то линейку купят, то тетрадь или ручку подарят.

Второму внуку тикин Анаит, Володе — год и четыре месяца. У этого кудрявого малыша хронический бронхит. Оба родителя инвалиды. Его мама Карине рассказывает, что рожать ей было противопоказано, но она родила. Карине признательна врачам, под наблюдением которых она находилась в период своей беременности, еще и за бесплатное кесарево, которое ей было сделано в клинике "Эребуни". На данный момент в семье работают двое: дочка и полуслепой сын. Их заработка хватает лишь на еду. А на пенсию по инвалидности (около 6 тысяч драмов) Карине покупает молоко Володе. Несмотря на бедственное положение, семья не получает семейного пособия по бедности — не сумели собрать и представить в социальную службу нужные бумаги.

В недостроенном доме живут и другие семьи. И почти в каждой из них есть несовершеннолетние дети, инвалиды, пенсионеры. Но, оказывается, недалек тот день, когда их всех лишат даже этих недостойных человека условий….

Вердикт однозначен: вон!

В середине 2007 года префектура общины Ачапняк (на баланс которой в 1997 году и "село" вышеупомянутое незавершенное здание) подала иск в суд I инстанции общин Ачапняк и Давидашен с требованием о выселении лиц и членов их семей из незаконно занятых ими квартир.

СУД, ПРИНЯВ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО 19 ГРАЖДАН В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ восстановили по ранее выданным решениям райсоветов свое право на собственность в незавершенном доме N48, и тот факт, что префектура Ачапняк намерена найти финансирование и возобновить строительные работы, вынес решения в пользу истца. Вслед за этим судебным решением на голову незаконных поселенцев посыпались грозные уведомления из Центрального органа принудительного исполнения судебных актов Министерства юстиции. Стало очевидно, что когда-нибудь эти угрозы будут приведены в исполнение. Весь вопрос — когда?

На все письма — один ответ

И тогда эти люди начали обращаться с письмами в разные госучреждения. По их словам, сотрудники отдела регистрации писем мэрии Еревана, видя их, начинают хихикать, морщить носы, намекая на то, что от них дурно пахнет, и выказывая всем своим видом откровенное презрение к "вонючкам".

НО "ВОНЮЧЕК" ЭТО НЕ ОСТАНОВИЛО. Добавим, что в своих письмах они и не отрицают незаконность своих действиях. Вместе с тем пишут, что находятся в крайне тяжелом социальном положении, что в семьях есть малолетние дети, инвалиды и что если судебное решение приведут в исполнение, то они окажутся на улице в буквальном смысле слова. Просят помочь им. Однако эта часть письма чиновниками была проигнорирована. Официальные ответы мэрии Еревана, правительства, Минградостроительства, префектуры Ачапняк всего лишь повторяют судебное решение с припиской, что "свободного жилого фонда нет". И все.

Многие из незаконных поселенцев не отрицают, что в такой незавидной ситуации очутились по собственной вине и недальновидности. Но как им быть? Идти на улицу и стать бомжами? Быть может, если у нас нет свободного жилого фонда, следует создать резервный и предоставлять временное жилье без права на собственность тем семьям, которые очутились в аналогичной ситуации?