Она стояла у входа в Дом художника перед огромной публикой, перед снимающей в упор телекамерой, чуть взволнованная, слегка загорелая, светящаяся от счастья. И этот ажиотаж публики напомнил 70-е годы, когда чуть ли не каждая выставка становилась откровением, а залы – полем битвы, которое определяло будущее армянского изобразительного искусства.
После приветственных речей председателя Союза художников РА Карена Агамяна и директора Национальной картинной галереи Фараона Мирзояна Аревик ПЕТРОСЯН разрезает красную ленточку и зрители устремляются в зал, где развернута экспозиция ее работ. Они воспринимаются как эпилог масштабным празднествам, посвященным Дню города. Праздничная экспозиция – красочные своеобразные композиции – панно, представшие взору, говорят о том, что Аревик Петросян из тех, кто не бежит со всеми. Она – художник, воспринимающий мир в каких-то очень больших координатах, для которой пространство, время, будущее, прошлое, настоящее – все это не просто слова, а взаимосвязанные и очень понятные ей измерения. Как будто она глядит на эту реальность, зная о какой-то другой, откуда все выглядит совершенно иначе. Но главное, там не придуман, а изображен взгляд откуда-то с высоты. И кажется, что у Аревик свои личные взаимоотношения с космосом, природой, звездным небом, поэтому ее воспринимаешь как символ настоящей человеческой свободы, реализующей ее в своем творчестве. Главное в ней – отсутствие страха, сочетание детской непосредственности и серьезной сосредоточенности.
Декоративные панно Аревик выполнены в ее собственной технике – оргстекло, живопись, напыление. Красочные, оригинальные работы могут украсить любой современный интерьер. Краски художницы по насыщенности цвета и одновременно своей прозрачности выдерживают сравнение с витражами. Она владеет секретом, благодаря которому умеет достигать и необычайной звучности колорита, и его особой светоносной энергии. Причем источник света часто находится внутри картины. Световой луч, направленный из глубины композиции на зрителя, отраженный зеркальной поверхностью стекла, будто пронизанный сквозь трехгранную призму, неожиданно получает новое направление или вновь уходит в глубину.
Ощущение подвижной изменчивости светового напряжения цвета достигается обдуманной техникой письма. Удивляет поразительная авторская свобода во всем – в выборе мотива, техники, в манере исполнения. Автор явно радуется, создавая на оргстекле свои композиции различной тематики. И без тени манерности, на редкость простые. Но эта "простота" становится элементом эстетическим. Она выделяет художницу из ряда других мастеров. Но вот видишь поразительную изобретательность в изображении "простого" мира. Везде сохраняется ощущение живой жизни – тяготеющей к гармонии, к счастливой соразмерности. Почти нет и какого-то осознанного национального акцента при том, что национальное таинственным образом проступает в любой композиции – главном панно "Айастан", в композициях "Зима", "Шуши", "Впечатление", "Воспоминания" и других. В каждой из них возникает ощущение своеобразной импровизированной раскованности, рассчитанной не на массовый спрос, а на лирический отклик. Все они раскрывают в художнице нечто неожиданное.
Организация формы и цвета в привлекательный образ, несомненно, требует тонкого чувства прекрасного, вкуса и, когда это получается, у Аревик возникают произведения необыкновенные. Потому что они воздействуют своими декоративными качествами так же сильно, как и любая отвлеченная композиция, но представляют интерес психологического плана, давая волю фантазии. При этом она действует как мистик, открывая особую связь с природой — не той, что вокруг нас, но с природой, близкой к космосу.
В искусстве А.Петросян необычным образом сочетаются черты романтизма с остро современным началом, с умением строить логическую конструкцию художественных образов. Причудливые мистификации и нервные ритмы, подслушанные и воспринятые в действительности, она стремится выразить в своеобразной живописно-пластической форме. Слияние и скрещивание, казалось бы, исключающих друг друга тенденций составляют совершенно особый неповторимый сплав, сквозь который проступает своеобразное, абсолютно индивидуальное видение мира. Перенесение собственного темперамента из жизни в искусство, жажда выразить свои эмоции достигают наивысшего напряжения, сочетаясь с поисками романтического идеала, воспитанного в ней с детства ее знаменитым отцом – скульптором Беником Петросяном.
Многие работы Аревик являются откликом и на события, происходящие в республике. Памяти павших в карабахской войне она посвящает свои картины "Цветы мои — павшим", "Цветы жертвам". Тонким терьяновским настроением проникнуто одно из лучших полотен выставки – "Сумерки".
Работы Аревик пользуются большим успехом и за рубежом. Недаром одна из ее композиций заслужила внимание на самой престижной выставке-продаже в Сотби. У художницы уже сложился свой круг поклонников, которые встречают ее выставки с изрядным энтузиазмом и, конечно же, теперь будут ждать новой ее экспозиции.