Неотложные меры по выходу из неблагоприятной ситуации, сохраняющейся после мартовских дней, призваны в первую очередь обеспечить беспрепятственное формирование творческой политической элиты в Армении. Творческое начало руководства выражается в стремлении к новшествам в государственной жизни и в способности осуществить их на практике. Будучи одобрены обществом в целом, эти новшества составляют заслуги руководства. Творческое начало и заслуги — два классических признака, при наличии которых политическая верхушка достойна наименования элиты.
Слово "элита" итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето (1848-1923) использовал для обозначения лучших людей страны — аристократии по лучшим инстинктам и качествам, а не по происхождению. В формировании его взглядов на первом месте стоит полемика против теорий Карла Маркса. Он смог переменить роли базиса и производной от экономической структуры общества надстройки. Подобная перестановка позволила Парето сформулировать теорию творческих элит как носительниц государственных талантов. Эти таланты он обозначает словами остатки (residues) и производные (derivazioni). Первые представляют собой психологические корни социальных действий и мыслей, а именно складывающиеся в глубинах подсознания побудительные инстинкты, чувства и то, что современная психиатрия называет "комплексами". Вторые — это прежде всего идеологии, согласующиеся более с остатками, нежели с опытом и логикой. Социальное неравенство Парето объясняет неравномерным распределением остатков среди людей. Так, способностью к руководству и управлению обладают немногие. Они-то и составляют элиту. Идеологии объясняют, но в то же время и маскируют поведение и цели политических элит. По мысли Парето, творец в области политики должен обладать не только логическим знанием, но в еще большей степени практическими способностями, острым чутьем действительности, инстинктами, направленными на организацию социальной жизни согласно требованиям дня. Парето прав. Если бы у Ельцина, Гайдара, Багратяна и их заокеанских наставников было чувство реальности, то они и не пытались бы проводить в жизнь заведомо обреченные на неудачу тиранические либеральные эксперименты.
На редкость плодотворным оказалось учение Парето о циркуляции элит, т.е. о причинах их возникновения и гибели. Дискуссия об элитах и их смене привлекла широкие круги западной интеллигенции. Старая элита рано или поздно отмирает, появляется новая. Если же дегенерирующая элита, переставшая быть творческой, не дает подняться новой, то формирование последней происходит "внизу". Вследствие этого возникает революционная ситуация, и новая элита вытесняет старую силой. Господствовавший в его время на Западе тип политической элиты Парето называл "демагогической плутократией".
В СНГ уже 17 лет правят нетворческие и незаслуженные политические верхушки, т.е. антиподы элит — антиэлиты. Они отличаются раболепным подражанием устаревшим англосаксонским формам и непониманием того, что такое новшества и заслуги. Ценой иррациональной и тиранической шоковой терапии или курса болезненных реформ эти антиэлиты отбросили наше общество на два с половиной столетия назад. Джон Кеннет Гэлбрейт, основоположник теории конвергенции капитализма и социализма, Запада и Востока, так оценивает риторику и поведение инициаторов наших либеральных экспериментов: "Говорящие — а многие говорят об этом бойко и даже не задумываясь — о возвращении к свободному рынку времен Смита не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не могло бы выжить". Однако на Востоке после крушения Советского Союза свободный рынок стал навязчивой идеей либерал-коммунистов — карикатурных либералов с коммунистическим дном. Сначала они возбуждают в ограбленных и околпаченных массах ненависть, а затем смех.
Перед нами сразу выделяются два восьмилетия, на которые распадается время правления антиэлит. В течение первого (1992-2000) политические верхушки в СНГ действуют под маской критиков социализма и изо всех сил стремятся ликвидировать советский народ как новую нацию. Честолюбие и скупость новых варягов, насаждающих нищету и разврат, возбуждают в массах ненависть. Народ видел, что руководители сумасшествуют или безумствуют, но пока не причислял их к душевнобольным. В течение второго восьмилетия (2000-2008) политические верхушки либерального толка выдают себя за творцов нового строя. Теперь мы наблюдаем страстное стремление осуществить неосуществимое — воплотить в жизнь призрак чистого капитализма. Поэтому сегодня руководители в СНГ обыкновенно возбуждают смех.
В геополитическом плане одни из них (нефтегазовые барышники) разваливают СНГ с помощью "цивилизованного развода" его участников, другие — посредством варварской войны. Под прикрытием Олимпийских игр грузинские "англосаксы" развязали кровопролитный блицкриг против "мятежной" Южной Осетии, повлекший за собой серьезные геополитические последствия.
Как зарождаются творческие политические элиты и каковы их резервы? В настоящее время в СНГ нет ни одной политической партии, капиталистической или социалистической, из которой выросла бы творческая элита руководителей. Капитализм и социализм — две разновидности одной и той же европейской цивилизации. В настоящее время капиталистическая англосаксонская цивилизация идет ложным путем, игнорируя интересы масс, ничего не давая им, а лишь ухудшая условия их жизни в глобальном масштабе. Стремление к счастью она плоско подменяет ненасытной погоней за богатой жизнью, за роскошью, за комфортом, за наслаждениями. Технический прогресс здесь сопровождается регрессом в области нравственности. Для честного человека, "если он не совсем лишен философского склада или даже обычной наблюдательности и рассудительности" (Дэйвид Юм), само собой ясно: ради англосаксонского счастья не стоит жить.
Сегодня на наших глазах американский капитализм разыграл буффонаду: он призвал на помощь социализм, чтобы спастись от поразивших его финансового и прочих кризисов. Цель же социалистической евроконтинентальной цивилизации — смягчить борьбу за существование, поднять средний нравственный и умственный уровень населения, развить в нем сознание солидарности. Реформирование партий в духе плодотворной конвергенции капитализма и социализма, либерализма и демократии создает простор для формирования творческих элит, стремящихся к политии. Полития — новое общество, в котором преобладает средний класс и утверждается безусловно справедливое равенство — равенство по достоинству, а не по количеству.
Творцы политии — благородные натуры. Творца легко распознать по его антипатии к актам беззакония или неверности. У всех благородных натур, говорит Дэйвид Юм, антипатия к предательству и мошенничеству слишком сильна, чтобы ее могли уравновесить какие-либо перспективы барыша или денежных выгод. Именно благородные натуры, а не смышленые негодяи, составляют творческую политическую элиту.
Творчества в политической области не бывает без честности. Недаром говорят: "Честность — лучшая политика". В вопросах нравственности комизм армянского либерализма достигает своей вершины. В угоду низменным варяжским наклонностям он до настоящего момента неизменно отвергал честность, в которой Юм видел главную черту национального характера армян. А между тем нечестные выборы влекут за собой глубокий политический кризис. Поэтому и администрация, и оппозиция должны провозгласить честные выборы высшим принципом государственной жизни. Тем самым будет положено начало и восстановлению национальной идентичности. Нет честности — нет и армянской национальной идентичности на фоне широких горизонтов, нет национальной элиты.
Основным резервом политической элиты является молодежь. По мысли Аристотеля, задача воспитания молодежи в духе государственного строя состоит не в том, чтобы поступать в угоду олигархам или сторонникам демократии, но чтобы дать возможность первым поддержать олигархический строй (в наше время — либеральный) , вторым — демократический. "Между тем в настоящее время в олигархиях сыновья правящих избалованы, а сыновья неимущих становятся выносливыми и закаленными, благодаря чему стремятся к новшествам в государственной жизни и в состоянии осуществить их" (Pol.V 1310a 25).
Итак, перед нами вечная проблема политического воспитания молодежи. Как видим, молодежь молодежи рознь. Резервом, из которого политическая элита должна черпать свежие силы, является именно молодежь из неимущих слоев населения. К последним сегодня в Армении принадлежит также интеллигенция. На неимущую часть молодежи следует ориентироваться еще и потому, что она уважительно относится к старшему поколению. Либеральные кретины постоянно льстят молодежи, противопоставляют ее отцам и насаждают между поколениями отчуждение.
Я не вижу оснований для политического пессимизма ("Что черпать из кризиса — бодрость или отчаяние?", "ГА", 10 июня 2008г.). Грядущая историческая эпоха — время прозрения и формирования творческих политических элит. Неудавшийся блицкриг на Кавказе, грубое попрание права наций на самоопределение убили значение англосаксонской цивилизации в СНГ и прежде всего в России. Главный итог этой войны ясен: на геополитическом небосклоне вновь появился Восток.
Что касается современной политической верхушки США, то это — деградирующая элита, отступившая от великих принципов отцов-основателей. Декларация независимости 1776 года — первый классический документ, провозглашающий право наций на самоопределение. Весь текст Декларации независимости, принятой подлинно творческой политической элитой Нового времени, представляет собой обоснование неотъемлемого права народов на самоопределение и его приоритета перед имперским по своему происхождению принципом территориальной целостности. "Когда ход событий принуждает какой-нибудь народ порвать политическую связь его с другим народом и занять наравне с остальными державами независимое положение… то должное уважение к мнению человечества обязывает его изложить причины, побуждающие его к отделению".