2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й и наконец-то 9-й. Это набирать на клавиатуре так легко, а подниматься пешком на 9-й этаж трудно. Особенно если у тебя на руках ребенок, да еще с прогулочной коляской, ходунком или качелями. Это очень трудно, но есть и не просто трудные, а невозможные ситуации.
Например, люди идут в гости на день рождения. Звонишь гостям и сообщаешь им, что лифт у вас не работает и подняться женщине на последних месяцах беременности на 9-й этаж невозможно. Поворачивайте назад. Или когда тебе в преддверии зимы должны поменять схему внутридомовой газовой сети. Рабочие не едут, поскольку таскать на 9-й этаж сварочную аппаратуру не станут. Когда к тебе в гости приезжают совсем уже не молодые родители… Когда ты хочешь купить новый холодильник… Когда, как последний дурак, не поинтересовавшись, работает ли лифт, прикупил в магазине кучу продуктов… Когда тащишь с дачи ящик абрикосов… Это все когда ты молодой, а когда ты в пенсионном возрасте, это означает блокаду на верхнем этаже. Кроме как любоваться днями напролет на панораму Масиса из окна ничего другого не остается.
"Как он будет работать? Двадцать лет не то что оборудование — ни одного нового болта не ввинтили. Надоело уже два раза на дню переться на последний этаж", — жалуется лифтер Маис. А что его винить. Он прав. Теребить каждый день эту рухлядь, что у нас лифтом называется, ни к чему конкретному не приводит. Ни его, ни нас. Хотя выплачиваем Маису 5 тысяч драмов с подъезда, ради этих денег каждый день на 9-й этаж подниматься здоровья не хватит. Особенно если таких "вершин" у Маиса, как пиков на Памире. "Нет, ахперс, ваш лифт не попал в программу. Придется набраться духа", — говорит Маис. Как это не попал? Наша рухлядь не попала? А бывает и хуже? Маис утверждает, что бывает. Но что-то верится с трудом.
Как сообщили "ГА" в отделе коммунального хозяйства префектуры общины Канакер-Зейтун, наш лифт по ереванской улице Армена Тиграняна, 5 в своем седовласом величии не одинок. Из 240 лифтов общины в программу восстановления лифтов вошли 116. "Нам квоту на это количество спустили из мэрии. Мы и постарались восстановить или отремонтировать самые худые лифты", — отметили в префектуре. 116 из 240 – это 50% лифтового хозяйства. Но в различных общинах ситуация разная. К примеру, в общине Аван, хозяйство которого в относительно лучшем состоянии, из 330 лифтов по программе планируется отремонтировать 271 лифт. Это 82% лифтового хозяйства общины. По какому принципу в одной общине ремонтируют 82% лифтов, а в соседней всего 50 — непонятно. Возможно, опять же фактор сильного и хозяйственного тахапета, способного выбить из общегородской программы максимум средств, каковым является глава Авана Тарон Маргарян.
Как отметил в беседе с "ГА" директор организации "Ерлифт" при мэрии Еревана Самвел Хачатрян, количество ремонтируемых лифтов по общинам было установлено на основе инвентаризации лифтового хозяйства, проведенной самими общинами. "Общины представили фактическое состояние лифтов, на основе чего было определено количество — 2464. В целом это порядка 57% всего хозяйства Еревана. Основным критерием, по которому выбирались лифты, это безопасность. Нормальное рабочее состояние машин принималось в основу лишь во вторую очередь", — отмечает С.Хачатрян. По словам собеседника, капитально были отремонтированы лишь 35 лифтов. Остальные – наиболее изношенными частями. В целом программа оценивалась в 3 млрд драмов, то есть на ремонт одного лифта пришлось в среднем по 1 млн 217 с половиной тысяч драмов. С.Хачатрян опроверг слухи о том, что запасные части некачественные. Если будут обслуживать нормально, то проблем с отремонтированными лифтами еще долго не будет, заверил он.
Стоит ли ждать новую аналогичную программу? 3 млрд драмов – деньги все-таки нешуточные. В "коммунальной" среде прорабатывается проект передачи функций обслуживания и ремонта лифтов кондоминиумам. Это повлечет за собой дополнительные расходы жильцов — в зависимости от этажа их пребывания. Сведущие люди говорят, что расходы не сильно большие. Всего лишь до 500 драмов на квартиру. Однако и сейчас мы платим 500 драмов (250 на человека) за обслуживание лифта, но этих денег, понятное дело, на ремонт не хватит. Только на текущие расходы. Время от времени собираем на ремонт мотора или еще чего-то по 5 тыс. драмов с квартиры. Худо-бедно поддерживать лифт в полудохлом состоянии жильцам удается. Но ведь все-таки не 1994 год, чтобы из-за неисправного лифта люди не могли ходить в гости или днями не вылезать из квартиры?