Бюджет – это не только цифры. Это и качество жизни
Состояние бюджетной системы — важнейший критерий экономической ситуации в республике, своеобразный барометр, сейсмограф. Но все-таки важнейшая функция бюджета – регулирование экономики: заложенные в нем параметры определяют наличие инвестиционных стимулов и потенциала вложений, уровень социальной защиты граждан, степень государственной независимости и обороноспособности, наконец, место и роль Армении в региональной политике.
"Новый политический сезон" – это выражение очень часто звучит именно осенью, поскольку в это время года разрабатываются, обсуждаются, дорабатываются и утверждаются все самые масштабные и нацеленные на будущее проекты. Традиционный проект осени – закон о бюджете на будущий год.
В ПАРЛАМЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ ИДУТ БУРНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ БАТАЛИИ – одно из самых животрепещущих событий нынешнего "нового политического сезона". И в этих баталиях Министерству финансов нужны грамотные и реалистичные оппоненты — без грубо выраженных собственных финансовых притязаний. Бюджетный процесс не должен вылиться в пир "коалиционных" лоббистов. Бюджет-2009 должен выражать экономическую политику государства, а не только финансовую.
Можно согласиться, что нынешний бюджет действительно имеет реформаторские элементы. Налицо определенная динамика расходов на социальные нужды, культуру, здравоохранение, образование. Имеет геостратегическое значение увеличение финансирования национальной обороны, правоохранительных органов. Однако и в этот раз не оправдались ожидания автора этих строк: не произошла бюджетная революция, о чем вот уже четыре года непрерывно говорим на страницах "ГА".
Новое правительство продолжает разрабатывать республиканский бюджет, исходя из действовавших в предыдущие годы подходов к формированию его основных параметров и методологии составления с некоторыми уточнениями. В связи с этим концептуальных изменений бюджет не претерпел и по-прежнему носит тактический характер, не решая стратегических проблем социально-экономического развития страны. Не происходит переход от сметного формирования бюджета к целевому, от индексации сложившихся затрат к их определению по схеме "цели – задачи – показатели достижения целей и решения задач – бюджетные программы – затраты на реализацию программ – расходы по ведомствам".
ИТАК, ГЛАВНЫЙ ВОПРОС – ПРИОРИТЕТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА при определении целей и задач субъектами бюджетного планирования. Если считать субъектом такого планирования государство, вопрос становится особенно сложным.
Критерием эффективности любого государства может быть его бюджетная политика. Даже само обсуждение экономическим блоком темы – откуда взять деньги и куда их тратить – свидетельствует о примитивности подходов в решении сложнейшего вопроса. Между тем последние 30 лет наиболее конкурентоспособные государства начали действовать по-другому. Когда речь идет о бюджетных ресурсах, то необходима как минимум двухмерная характеристика этих денежных потоков: их количество и качество.
Еще в середине прошлого века бюджетная политика многих государств строилась на затратной системе расходов. Но уже тогда начался постепенный переход на бюджетирование, ориентированное на результат: неэффективно расходовать средства только с целью их израсходовать — это аксиома. Нужно ставить четкие предметные задачи общегосударственного масштаба. Только в этом случае бюджетная политика перестанет рассматриваться как самоцель и станет инструментом политики общегосударственного уровня. Когда ставятся понятные для людей задачи государства и они преломляются в бюджетной политике, тогда резко повышается доверие общества к власти. Потому что каждый гражданин, даже не обладая специальными познаниями, видит, куда идут его деньги. Тем самым резко сокращается разрыв между обществом и властью, что является первостепенной задачей президента Сержа Саргсяна.
ЗАДАЧЕЙ ПЕРВОСТЕПЕННОЙ ВАЖНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ И ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА. Она — часть единой финансовой политики и ее следует рассматривать во взаимодействии с бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и институциональной политикой в финансовой сфере. До настоящего времени в рамках действующего законодательства не удалось добиться их согласования. Главным препятствием на пути решения этой проблемы выступает экономический, юридический и общественно-политический статус Министерства финансов, Центрального банка, Комитета по госдоходам, закрепленный соответствующими законодательными и другими правовыми актами. В рамках тех функций и задач, которые выполняют и решают эти ведущие республиканские органы исполнительной власти, они заранее обречены на узковедомственный подход к реализации финансовой политики государства. В то же время вопросы формирования ключевых параметров и направленной финансовой политики остаются самым слабым звеном экономического блока нынешнего коалиционного правительства. Отсюда вытекает преимущественно тактический характер финансовой политики. Серьезной проблемой остается организация управления государственным внешним долгом. Ее решение может быть осуществлено только в рамках соответствующей стратегической концепции бюджетной политики.
Однако сложившаяся практика показывает, что ни Министерство финансов, ни министерства в целом не готовы разговаривать на новом языке. Участники бюджетного процесса, видимо, понимают, что предлагаемая концепция для них некомфортна: появляются достаточно жесткие формулы конечного результата, которые необходимо получить в результате осуществления своей деятельности, и измеримые показатели, по которым можно эту деятельность оценить и спросить с исполнителя. Фактически Минфин и Минэкономики продолжают работать в такой системе координат, обе оси которых направлены на расширение собственного влияния и величия. Вне зависимости от того, нужно оно стране или нет.
Итак, мы продолжаем идти по пути так называемого "экономического эффекта кобры". В Индии в 70-х годах прошлого столетия резко увеличилось число смертельных случаев от укусов этих змей. Решили выдавать премию каждому индийцу, который отловит определенное количество ядовитых пресмыкающихся. Но люди вместо того, чтобы ловить, начали их разводить…