Логотип

0,02% НА НАУКУ

Фактор безопасности опять не учли

Обсуждение государственного бюджета, с которым научное сообщество связывало большие надежды на изменение ситуации к лучшему, обернулось очередным разочарованием. Хотя наука и признана, наконец одним из ключевым факторов национальной безопасности, на эту стратегически важную сферу выделено всего лишь 0,02%. Очевидно, что поставленная в крайне жесткие финансовые условия наука не сможет справиться с предназначенной ей ролью. Согласно принятым в мире стандартам, чтобы наука могла давать реальные результаты, на исследования должно выделяться не менее 2% от ВВП. В противном случае происходит то, что мы имеем сегодня в Армении.

Не сомневаюсь, что на предполагаемый объем финансирования научное сообщество отреагирует адекватно. Появятся газетные публикации, в которых ученые выскажут свое возмущение, будут выступления по телевидению, однако нет никаких гарантий, что бюджет будет пересмотрен. И, как всегда, на этот счет будет дано множество "убедительных" объяснений. И все же, не теряя последней надежды на здравомыслие законодательной и исполнительной власти, хотелось бы сказать несколько слов в защиту науки, которая как воздух нужна нашей стране.

Проблема НКР, вопрос признания Геноцида, наконец, вся крайне сложная ситуация в регионе и мире обязывают нас к приобретению статуса страны, с которой нельзя не считаться. Рассчитывать на справедливость и объективность великих держав, увы, не приходится, а энергоносителей как важнейшего фактора при принятии политических решений у Армении нет, нет и выхода в море, как у Абхазии. Но это не означает, что мы навсегда обречены на роль зависящей от всех бедной страны, интересами которой можно пренебрегать бесконечно. Есть ресурс, который может принципиально изменить статус нашего государства. Это -наука, это — люди, способные давать конкурентоспособный интеллектуальный продукт, на основе которого можно создавать современные производства и использовать другие возможности коммерциализации научных результатов.

Удивительно, но при рассмотрении путей развития Армении и решения ее экономических проблем долгое время предлагались варианты без учета роли науки — аграрно-туристическая страна, международный финансовый центр и т.д. Не исключено, что и эти направления имеют определенные перспективы, но строить на них экономику Армении явно не стоит. Аграрной страной мы не можем быть однозначно, потому что у Армении нет достаточных площадей для получения и экспорта продовольствия в необходимых объемах. Что касается туристической сферы, то в ней существует колоссальная конкуренция, есть уже давно завоевавшие популярность курорты и туристические маршруты, Армения не входит в их число, и вполне справедливо. Соответствующей развитой инфраструктуры у нас нет, а если она даже появится и Армения станет привлекательной страной для туристов, это будет для нас скорее бедой. У нас есть одаренная молодежь, способная эффективно работать в сфере науки и высокотехнологичного производства. Стоит ли превращать этих людей в барменов, официантов и танцовщиц ночных ресторанов? Избрав этот путь, мы будем сознательно способствовать снижению качества нации. И, наконец, еще один вариант — Армения как один из финансовых центров. Но в этом случае мы будем полностью зависеть от иностранного капитала, а в нынешних условиях кризиса  это крайне опасно. Недопустимо строить экономику нашей и без того не слишком благополучной страны ни на одном из перечисленных направлений.

Но ведь наука Армении пока что жива. И при создании хотя бы минимально необходимых условий, первое из которых — адекватное финансирование исследований, мы могли бы экспортировать научные результаты как в виде фундаментальных знаний, так и прикладных разработок. Наука — это та область, где мы можем работать независимо, что, разумеется, не исключает международных контактов. И что очень важно — именно в этой сфере мы можем получить результаты, которые повысят статус страны в глазах мирового сообщества. Армения может стать государством, с интересами которого нельзя не считаться. И в плане научных возможностей и перспектив получения интеллектуальных продуктов мы пока еще значительно опережаем страны огромного региона, не только Южного Кавказа.

Очевидно, что путь развития науки, коммерциализации интеллектуальных продуктов и создания наукоемкого производства для Армении не имеет альтернативы. Но государство, которое это наконец осознало, должно осознать и то, что бедствующая, едва выживающая наука не может быть фактором экономического развития, способствовать повышению международного статуса нашей страны. Повторю еще раз давно и, кажется, всем известную истину: все политические позиции обусловлены абсолютно конкретными материальными факторами. Рассчитывать на объективность и справедливость при решении наших национальных проблем не приходится. И никто, кроме нас самих, не станет заботиться о будущем  Армении и обеспечении ее безопасности.

Несмотря на все испытания, которые переживает наша наука, Армения еще не утратила научный потенциал. Но использовать его надо безотлагательно. Мы уже понесли и продолжаем нести большие потери. И без того весьма ограниченный приток молодежи в науку расхищается на глазах. Ограниченные исследовательские возможности, нищенские зарплаты ученых не могут привлекать одаренную молодежь. Значительная часть молодых перспективных ученых использует все возможности, чтобы уехать в благополучные страны, а те, кто все-таки остается в Армении, не могут работать с максимальной отдачей. Серьезная наука требует немалых затрат. Но ведь получение и использование интеллектуальных продуктов может принести доходы, значительно превышающие эти вложения. Вот о чем должны задуматься правительство и парламент. К сожалению, Министерство образования и науки при обсуждении бюджета не сумело защитить интересы вверенной ему сферы. 

Науке грозит очередная волна "оптимизации", в результате чего из научных учреждений уйдет немало еще способных продуктивно работать ученых. Пожилых отправят на пенсию, молодых не удержат на этих условиях. Кто же будет работать в науке? За счет каких человеческих ресурсов будет действовать стратегически важная сфера, призванная обеспечивать безопасность страны? Нужно безотлагательно создавать привлекательные для молодежи условия для работы в науке, максимально использовать опыт и знания ученых старшего поколения, закупать современное оборудование. Время пустых разговоров об интеллектуальном потенциале прошло. Условия, в которых существует наша страна, все более ужесточаются. Надо думать о ее безопасности.

Очень надеюсь, что парламентарии еще раз подумают, прежде чем утвердить бюджет науки в предложенном варианте.