Логотип

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ДОЛЖНА УЧИТЫВАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ,

заявила "ГА" аспирантка кафедры агропромышленного комплекса Госагроуниверситета Кристина СААКЯН

— Какое прикладное значение имеет компьютерное моделирование экосистем?

— В итоге разработана система регионального экологического прогноза — СРЭП, в которой моделируется во взаимодействии динамика почв, состояние растительности, поверхностных и грунтовых вод, уровень загрязненности и засоленности сельхозугодий, морфодинамика и инженерно-геологическое состояние территории. Подобные системы уже созданы в США, Голландии, России. Поэтому можно сказать, что уровень развития сельского хозяйства любой страны соответствует его научно-техническому и социально-экономическому потенциалу. Наша страна входит в число экологически неблагополучных государств. И в этом контексте создание собственной СРЭП стало бы панацеей от многих бед.

— Что для нашей страны экономически более выгодно: внедрение органического земледелия или полноценное использование всех факторов интенсификации сельского хозяйства?

— Органическое земледелие нам не по карману. У страны нет гигантских финансовых средств, а платежеспособность населения крайне низкая. Себестоимость экологически чистой продукции такая высокая, что даже в развитых странах очень немногие могут себе позволить их приобретать. С другой стороны, у нас сложилась такая ситуация, когда уже много лет крестьянские хозяйства по причине бедности используют так мало минеральных удобрений и химических средств защиты растений, что это дает нам право полученную в сельском хозяйстве продукцию практически считать экологически чистой. Однако, как показывает анализ статистических данных, по тем же причинам снизилась урожайность растениеводства и продуктивность животноводства. Сократился в целом общий объем валовой сельхозпродукции. Мы обеспечиваем себя только картофелем, овощами, фруктами и виноградом. Чтобы поднять показатели зерновых, масличных и прочих культур, необходимо встать на путь разумного применения химических средств и регуляторов роста, которые повышают урожайность растений и улучшают их товарный вид.

Другое дело, как при этом избежать соблазна чрезмерного увлечения ими и нарушения природного баланса. Тем более что в условиях свободного рынка встречаются и недобросовестные предприниматели, нередко реализующие запрещенные к применению препараты, просроченные или снятые из употребления вещества. В свою очередь производители сельхозпродукции по разным причинам зачастую нарушают сроки и нормы использования пестицидов, что влияет на количество и качество урожая. Да и контроль за безопасностью пищевых продуктов со стороны перерабатывающих предприятий и санитарно-гигиенических служб находится на низком уровне. Населению часто предлагается просроченная и не пригодная к употреблению продукция. Лечебные и научные организации республики обеспокоены ростом болезней, вызванных употреблением некачественных продуктов питания. Ухудшается снабжение населения и качественной питьевой водой. Исследования, проведенные учеными ГАУА, показали, что 60-90% вносимых в почву гербицидов, 97-99% инсектицидов выливаются из нее и попадают в водоемы. Из-за ухудшения экологической ситуации сокращается и средняя продолжительность жизни людей.

Многообразие и многовариантность сельскохозяйственного производства и совокупность их взаимодействия в системе почва-вода-растительность-атмосфера-животные-человек требуют комплексного исследования происходящих процессов и, соответственно, подходов при их решении. Мировые тенденции диктуют нам, хотим мы того или нет, интенсифицировать свое сельское хозяйство. Если говорить откровенно, количественный рост становится важнее качества производимой продукции.

— Удастся ли избежать негативных последствий?

— В условиях экстенсивного сельского хозяйства мы уже имеем букет экологических проблем. Ясно, что интенсификация неизбежно поднимет новую волну загрязнения окружающей среды. Сможет ли государство организовать эффективный контроль за всей технологической цепочкой от производства до потребителя? Все дело в том, чтобы вредные соединения в сельскохозяйственной продукции не превышали предельно допустимые нормы. Как уследить за деятельностью многотысячных мелкоконтурных крестьянских хозяйств? Лоскутное земледелие практически исключает внедрение системы органического сельхозпроизводства. В европейских странах эта проблема решена, поскольку площадь земельного участка среднего фермера составляет 40-50 га, что обеспечивает комплексное решение вопросов. При этом количество альтернативных хозяйств не превышает 1-2% от общего числа и объем ЭЧП едва достигает 8% всего производства. Необходимо обеспечить укрупнение земельных участков, восстановление грамотного режима обработки земли, создание мощной базы органических удобрений, внедрение различных направлений биологической и механической защиты, использование бытовых отходов, преодоление многих других недостатков. Словом, к этой цели надо идти не один десяток лет. Конечно, ресурсосберегающие и безотходные технологии, получившие путевку в жизнь в Японии, открывают новые возможности для сбалансированного воспроизводства экологической системы планеты. Мы же пока должны разрабатывать и претворять в жизнь национальные программы, предусматривающие лесовосстановительные и почвозащитные мероприятия, а также меры, сокращающие сброс сточных вод и выброс промышленных отходов.