* Генетику опять сократили
* Производство биогумуса под силу любому крестьянскому хозяйству
заявил "ГА" доктор биологических наук, профессор кафедры растениеводства и овощеводства Госагроуниверситета Ваче АВАКЯН
— Г-н профессор, возможно ли обеспечить рост урожая зерновых и улучшение качества продовольственного зерна в неблагоприятных и экстремальных условиях?
— Рост урожайности в первую очередь зависит от уровня устойчивости сортов и гибридов к воздействию разнообразных стрессов. Лучший метод снизить зависимость растений от почвенно-климатических условий — это приспособить их к ним. Такой принцип заложен в основу конструируемых агроэкосистем, где генотип должен доминировать над средой. Дальнейшая интенсификация в растениеводстве возможна только путем биологизации и экологизации, поскольку увеличение объемов минеральных удобрений и пестицидов опасно для здоровья человека. Кроме того, это дорогое удовольствие, и многим хозяйствам просто не по карману покупать минеральные удобрения. Поэтому одна из самых актуальных задач — это разработка сортовой агротехники, что вовлечет в сельскохозяйственное производство непригодные земли, а в селекционный процесс — дикие виды растений в качестве доноров новых адаптивно значимых и хозяйственно ценных признаков. Наличие генетически разнообразных сортов и гибридов позволит создать в стране широкую селекционную и сортоиспытательную сеть, развивающую такие полигенные признаки, как засухоустойчивость, скороспелость и др. Особенно перспективна селекция сортов и гибридов, устойчивых к кислым, засоленным, тяжелым и переувлажненным почвам, обеспечивающая сравнительно высокие урожаи.
Анализ состояния рынка семян показывает, что механизм продвижения семян от семеноводческих хозяйств к товаропроизводителю слабо функционирует, что связано с материальной незаинтересованностью всех его участников. При этом не все понимают, что прибыль в семеноводстве образуется не столько за счет повышения цены на товар, сколько за счет роста его оборота. В республике отсутствует бизнес-инфраструктура, способная замкнуть эту систему и обеспечить ее оптимальную жизнеспособность. В аграрных научных центрах генетические исследования сократились до минимума: уже нет Совета по защите диссертаций по генетике растений. А потому не удивляет и факт отсутствия научно обоснованной стратегии развития селекции и семеноводства как основы для подъема сельского хозяйства в условиях рыночной экономики. И как результат бездействия засоренность посевов пшеницы сорно-полевой рожью в крестьянских хозяйствах некоторых регионов достигла 50%. Все это резко снижает урожайность и ухудшает хлебопекарные качества выращиваемой пшеницы.
Мелконатуральные хозяйства требуют создания новых или усовершенствования существующих организационных и хозяйственных форм как по выведению, так и по внедрению в семеноводство наиболее перспективных сортов. Возможности селекции велики, а разрыв между потенциальной и фактической урожайностью новых сортов озимой пшеницы составляет 30-50%, т.е. получаем половину того, что могли бы собрать. Чтобы изменить ситуацию, необходимо резко увеличить инвестиции в сельскохозяйственную науку и, в частности, в селекцию. Эффект в таком случае будет бесспорно весомым, ибо достижения прикладной генетики при создании определенных условий нам вполне под силу перевести в практическую плоскость.
— Как остановить все усиливающуюся деградацию почв?
— Наука однозначно перешла на сторону органической формы питания культурных растений. Именно органика способна поддержать здоровье почвы и обеспечить качественную продукцию растениеводства. Всем нам известный навоз на практике имеет и минусы: высокие издержки, прежде всего транспортные, наличие в нем большого количества всхожих семян сорняков. Но навоз — основа для получения новых биоудобрений, в том числе биогумуса, который создается совместно микроорганизмами и калифорнийскими красными компостными червями (ККЧ). Биогумус — непревзойденное естественное удобрение, которое содержит для питания растений все необходимые элементы. Богатая микрофлора биогумуса повышает плодородие почвы. Наиболее качественный биогумус получается в том случае, если в составе субстрата не менее 50% навоза крупного рогатого скота, навоз других сельскохозяйственных животных, а также солома, отходы продовольственной продукции и т.д. Жидкий биогумус более эффективен. Его можно совместить с небольшими дозами ядохимикатов, что снижает пестицидную нагрузку на агроценозы. Наши исследования показали, что применение такого биораствора в дозе 10-15 л/га способствует улучшению иммунологического статуса и улучшению качества озимой пшеницы. При этом урожайность повышается на 15%, а качество клейковины — на 20-22%. Применение жидкого биогумуса повышает устойчивость растений к болезням.
Можно составлять разные композиции биогумуса, включать в них фосфор (дешевле фосфогипс), калий. Азот на разных стадиях компостации синтезируют сами микроорганизмы. Поэтому мы исключаем внесение в субстрат любых соединений азота. Словом, в органическое удобрение можно включать и другие дефицитные микроэлементы, и тогда отходы будут превращаться в доходы.
Однако вернемся к ККЧ. Общеизвестно, что плодородие почвы в значительной мере обусловлено жизнедеятельностью дождевых червей. Более того, выяснено, что почвенные красные черви, питаясь навозом, перерабатывают его в биогумус. На основании этого возникло новое направление сельскохозяйственного производства — вермикультура — червеводство. Эти черви кроме навоза питаются практически любым органическим веществом — растительными остатками, кухонными отбросами и т.д. Гибрид калифорнийского красного червя активно действует в искусственных производственных условиях. Он способен перерабатывать огромное количество органического вещества, успешно воспроизводится в культуре и устойчив к температурным колебаниям. За день червь употребляет пищу, равную собственному весу, — 1 г. Из тонны навоза посредством червей получается 600 кг биогумуса и еще 100 кг живой биомассы тела червей, которая является полноценной белковой пищей для птиц, рыб, свиней. Биогумус содержит все необходимые для питания растений элементы, богат кальцием, который снижает кислотность среды, создавая тем самым неблагоприятные условия для развития переносчиков болезней в почве, насыщен влагой. Благодаря своеобразной микрофлоре биогумус восстанавливает плодородие почвы. 1 тонна биогумуса равноценна 20-30 тоннам соломенного подстилочного навоза. Выращенный на биогумусе урожай экологически чистый, не содержит нитратов и тяжелых металлов. При применении биогумуса урожай картошки повышается на 60%, томатов — на 30%, кукурузы — на 40%.
Производством биогумуса практически может заниматься любое крестьянское хозяйство. Для организации работ достаточно иметь в распоряжении незрелый чистый навоз (3-4-месячной давности), размельченную солому в соотношении к навозу один к пяти и калифорнийских червей — 2 тыс. к 1 тонне навоза. Когда-то, лет 10 назад, предприятие "Агрогитаспюр" наладило массовое разведение червей и поставляло их крестьянским хозяйствам, способствуя производству биогумуса на местах. Однако для реализации масштабной программы не хватило сил и средств, а в отдельных случаях — и запасов навоза. Тем не менее сегодня многие крупные животноводческие фермы вновь пробуют поставить производство биогумуса на промышленную основу. В селе Дзорахпюр Котайкской области еще в 1994г. создано два опорных пункта по разведению ККЧ. При желании Минсельхоз мог бы стимулировать массовое производство биогумуса.