Логотип

«ВСЕ ЭТО — ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ РАБОТА»

С болью и возмущением прочитал статью Марины Григорян "Больше нигде и никогда" ("ГА" от 04.12.2008г.), посвященную 60-летию со дня принятия Конвенции ООН по предупреждению и наказанию преступления Геноцида. Сожалею, что мои коллеги в МИДе не смогли должным образом представить дипломатическую деятельность Армении в этой сфере за прошедшие 10 лет, а также о том, что ваша газета предпочла в очередной раз выступить с оскорбительными обобщениями о дипломатической деятельности РА. Посему чувствую себя обязанным лично высказаться на эту тему, чтобы была дана достойная и справедливая оценка не моим непосредственно, а усилиям тех моих коллег, которые способствовали повышению роли Армении в правовом развитии этого важнейшего вопроса на международном уровне.

Действительно, 10 лет назад, в 1998 году, по инициативе нашего коллеги и блестящего дипломата Ашота Мелик-Шахназаряна в Комиссии ООН по правам человека (Женева), а затем и на Генеральной Ассамблее ООН была единогласно принята резолюция в связи с 50-летием принятия Конвенции. Она была в основном направлена на привлечение внимания международной общественности к этому факту, а также призывала страны-участницы к изучению и распространению основных положений Конвенции на всех уровнях. Всеми нами уважаемый и любимый Ашот Мелик-Шахназарян координировал инициативу, реализацией которой занимались другие наши коллеги в Ереване, Нью-Йорке и Женеве. Все они достойны высокой оценки и уважения.

До 2003 года резолюция с 2-годичной периодичностью обновлялась Арменией и вновь представлялась для принятия в Комиссию по правам человека. Ее содержание все еще носило декларативный характер и в международной повестке подтверждались актуальность и важность вопроса.

В 2004 году мир отмечал 10-летие геноцида в Руанде, который вскрыл имеющие место системные недостатки, особенно в международных структурах современного мира в вопросе предотвращения геноцида, а также несовершенство самой Конвенции в части действий, направленных на предотвращение геноцида.

В январе 2004 года делегация Армении во главе с премьер-министром Андраником Маргаряном приняла активное участие в международной конференции в Стокгольме. Именно тогда Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан отметил недостатки Конвенции и высказался о необходимости создания в системе ООН новых механизмов по предотвращению геноцида. Международное сообщество не было готово к смелым предложениям Генерального секретаря, поэтому был создан промежуточный механизм (звено) на уровне советника генсека по вопросам предотвращения геноцида. Этот мандат получил имеющий широкую международную известность аргентинский юрист-ученый Хуан Мендес (он возглавляет организацию International            Center for Criminal justice, которая известна армянской общественности своим исследованием о возможности применения Конвенции 1948 года к Геноциду армян).

В этот период Армения играла первоочередную роль в формировании системы предотвращения геноцида. Это намерение впервые обозначилось в апреле 2004 года в выступлении постоянного представителя Армении во время мероприятия, посвященного 10-летию геноцида в Руанде. А в 2005 году на следующей сессии Совета по правам человека Армения в развитие прежних инициатив выдвинула новый проект резолюции, в основе которого был заложен ряд мероприятий по дополнению системы ООН, включая формирование взаимосвязи между мандатами по защите прав человека и главного советника по предотвращению геноцида. В первую очередь это относилось к скоординированной и слаженной деятельности тех мандатов, которые могли бы способствовать раскрытию потенциальной опасности геноцида на ранней стадии, а именно: мандаты, связанные с дискриминацией по расовому, национальному и религиозному признакам, с защитой прав меньшинств, борьбой против пыток и др.

Примечательно, что инициатива Армении была выдвинута в год 90-летия Геноцида армян и наш западный сосед мобилизовал все свои дипломатические и политические ресурсы для того, чтобы провалить это начинание. Наша делегация в этот период пережила беспрецедентное давление, разочарования, тяжелейшие ситуации. В один момент нас поддерживало всего 8 стран. Однако мы настаивали на своей инициативе, подчеркивая, что из-за преступления над армянским народом мы имеем обязанность перед мировым сообществом — быть лидером в укреплении системы предотвращения будущих геноцидов. Наконец в 2005 году резолюция была единогласно принята, и ее соавторами стали 53 страны, в том числе все страны Евросоюза.

В 2008 году Армения, обобщив деятельность в рамках ООН за прошедшие три года (вплоть до функций, вытекающих из резолюции), представила в Совете по правам человека ООН проект переработанной резолюции под новым названием — "Предотвращение геноцида". В основе — пересмотр системы предотвращения и, в частности, системы раннего предотвращения геноцида. Наша резолюция была принята единогласно, и, самое главное, ее соавторами стали 62 страны, почти треть из входящих в ООН. В их числе все европейские страны, США, многие латиноамериканские и африканские страны.

Резолюция является документом, синтезирующим правовые положения и действенные мероприятия. С одной стороны, она продолжает оставаться инструментом, связывающим структуры ООН по защите прав человека с мандатом специального советника по вопросам предотвращения геноцида. Одним из примеров такой деятельности, при всех недостатках, является реакция международного сообщества на события в Дарфуре. В резолюции опять подчеркивается вновь формируемый в международном праве принцип "ответственности по защите", который устанавливает непосредственную ответственность государств, — защитить население от военных преступлений. Это, кстати, ныне оспаривается рядом стран. По резолюции мероприятия к 60-летию Конвенции по предупреждению и наказанию преступления геноцида включены в официальный календарь ООН. В рамках юбилейных торжеств в начале 2009 года в Женеве по инициативе Армении планируется обсуждение вопросов предотвращения геноцида странами — членами ООН при участии академических кругов. Наконец, резолюция является основой для обращения к Конвенции, в частности, к ее 8-й статье, которая относится к предотвращению и по своим функциям остается недостаточно развитой.

Мы сейчас не можем предсказать, как будет развиваться ситуация далее, удастся ли создать орган, контролирующий выполнение положений Конвенции, или будет найдено какое-либо иное решение. Это все требует многолетней работы, формирования атмосферы согласия в мировом сообществе. В качестве примера можно привести аналогичные усилия по принятию международных документов: Декларации о правах народов-аборигенов и др.

Сейчас осуществляется ряд действий в русле представленной Арменией резолюции "Предотвращение геноцида", после обобщения которых нам удастся наметить дальнейшие цели и выдвинуть объединяющую эти цели резолюцию в 2010г. Одно из всего вышеизложенного совершенно очевидно: за последние 10 лет по своим усилиям, приложенным на международной арене для предотвращения геноцида, Армения была и остается лидирующим государством и этим выражает как свою память по отношению к нашим мученикам, так и выполняет свой моральный долг народа, пережившего Геноцид и восстановившего государственность и теперь прилагающего усилия для предотвращения подобных трагедий.

Лично я горжусь, что все это удалось осуществить усилиями нашей дипломатии, и хочу назвать имена всех моих коллег, которые не жалели себя для достижения цели, в частности, Артака Апитоняна, Марты Айвазян и совсем молодой Асмик Симонян. Весьма благодарен им. Все это — последовательная дипломатическая, правовая работа, требующая опыта и навыков. Это еще раз демонстрирует, что дипломатия — это профессия, как и любая  другая, в которой успех приходит ценой многолетней кропотливой работы, а дипломатический успех и популизм несовместимы. Представьте врача, который после каждой операции бежит давать пресс-конференцию. Мы остаемся тружениками служащей обществу дипломатической структуры и не ищем славы, но и не хотели бы выслушивать необоснованные обвинения и оскорбления.

С уважением, Зограб МНАЦАКАНЯН, постоянный представитель РА в Совете Европы, бывший представитель РА в женевском офисе ООН (написано в статусе частного лица)

Страсбург, 8 декабря

ОТ РЕДАКЦИИ. Прежде всего весьма отрадно, что наконец-то представители МИД (пусть даже в индивидуальном статусе, как указывает автор письма) отреагировали на публикацию в свой адрес. Несмотря на множество опубликованных на страницах нашей газеты статей о деятельности внешнеполитического ведомства РА, официальной реакции на приводимые факты газета ни разу не получила. За это — отдельное спасибо г-ну Мнацаканяну.

Во-вторых, примечательно, что ответ последовал не из пресс-службы МИД. В данном случае журналист действовал в полном соответствии с законами профессиональной этики, пытаясь добиться конкретного ответа на конкретный вопрос из отдела, который и призван предоставлять прессе информацию. И не вина газеты и ее сотрудников, что они — как и широкая общественность — не в курсе тех усилий, которые, как следует из письма, последовательно предпринимаются армянскими дипломатами на международной арене. Что, естественно, нас только радует.

Именно поэтому не можем согласиться с автором письма в одном: предоставление информации прессе, а значит, общественности, особенно в столь важном для нашего народа вопросе — отнюдь не "популизм". И если, как пишет г-н Мнацаканян, дипломаты являются "работниками служащей обществу дипломатической службы", то общественность вправе знать не только о ее неудачах, но и об успехах.