Центробанк прилагает максимальные усилия с целью сдерживать рост доллара
Почему курс доллара не поднимается? Почему вместо того, чтобы дорожать, как это происходит в большинстве стран мира, по-прежнему стоит 305-306 драмов? Вопросы не из праздных. В основном ими задаются получающие трансферты из-за рубежа наши соотечественники и производственники-экспортеры, поскольку высокий курс доллара принесет им дополнительную прибыль. А доллар не дорожает потому, что он искусственно сдерживается Центробанком. Почему?
ВО-ПЕРВЫХ, ПОЧЕМУ ДОЛЛАР ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРАМУ ДОЛЖЕН ДОРОЖАТЬ. Из последнего кризиса мы поняли, что тенденции в мировых экономиках вовсе не обязательно повторяет наша. Именно из-за специфики нашей экономики финансовый кризис в его жесточайшем проявлении до нас не докатился. Валютный рынок тоже имеет свою отличительную специфику, поскольку он производен от экономики и является в том числе инструментом управления национальной, специфичной экономикой. Ожидания того, что после новогодних праздников доллар поползет вверх, сформировались у общества после того, как стали сокращаться частные трансферты из-за рубежа. Долларовый (и не только) поток в нашу страну способствовал появлению на рынке товара (иностранной валюты) в избытке. А если определенного товара на рынке в избытке – значит, он стоит дешево. Соответственно, если его мало, он дорожает. Таким образом, трансферты сокращаются – доллара (товара) становится все меньше, цена на него должна подниматься. Но…
Во-вторых, экономический кризис привел к тому, что многие бюджетообразующие предприятия отечественной экономики замерли. В первую очередь это касается горнорудных производств. Кроме того, пострадал и серьезный стимул развития нашей экономики – хопанские деньги. Государству приходится принимать меры по минимизации плачевных последствий всего этого. Например, стимулированием роста платежеспособного спроса. Чем меньше стоят деньги, тем больше их на рынке. А чем больше денег на рынке, тем больше их тратится. Чем больше тратится денег, тем активнее становится экономика. Таким образом, Центральный банк в два этапа снизил стоимость денег. В декабре ставка рефинансирования для банков была снижена на полпроцента, а после новогодних праздников – еще на четверть процента. Снизив стоимость денег, ЦБ снизил стоимость кредитов, увеличив денежную (драмовую) массу на рынке, тем самым несколько простимулировав рост потребления.
Однако много денег на рынке приводит к инфляции – росту цен на услуги и товары, в том числе и доллар. Посему деньги надо собрать с рынка обратно. Раньше это делали трансфертные доллары, которых теперь стало мало. Недостаток трансфертных долларов ЦБ стал компенсироваться долларовыми интервенциями. Используя внешний резерв государства, ЦБ вбрасывает на рынок доллары и поддерживает баланс спрос-предложение.
"СЕГОДНЯ МОЖНО С ДОСТАТОЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ОСНОВАНИЙ говорить о том, что любая иная линия привела бы к высокой внутренней инфляции, сопровождаемой перманентным дефицитом резервов, необходимых для поддержания равновесного стабильного курса, и несравнимо высоким уровнем процентных ставок, приводящих к замедлению роста экономики", — считает исполнительный директор национального рейтингового агентства AmRating/GlobalRating Эммануил МКРТЧЯН. То есть, стимулируя экономику через удешевление денег, ЦБ в целях удержания инфляции вынужден отбирать с рынка излишек драма путем долларовой интервенции. За последние дни на валютной бирже объем торгов растет в среднем на один миллион долларов в день.
Однако долларовая интервенция ЦБ направлена в первую очередь на поддержание курса американской валюты. Это в-третьих. "Центробанк, активно вмешиваясь в ситуацию долларовыми интервенциями, пытается в меру своих возможностей умерить аппетиты спекулянтов, готовых хорошо заработать на фоне "российского падения" и паники, а также показать участникам рынка и населению, что будет придерживаться консервативных позиций и не даст повода к инфляционным ожиданиям даже в это нелегкое время", — отмечает Э.Мкртчян. Дело в том, что рост курса доллара повлечет за собой повальную долларизацию, что крайне нежелательно для финансовой системы страны. Кроме того, растущий в цене доллар станет стимулом для высокой инфляции. Цены на импортируемые товары будут резко расти. Эти два процесса вкупе через определенное время могут стать неуправляемыми. Избежать этого и пытается ЦБ. Этого не удалось добиться Украине, а Россия только вступила в этап "паники". В этих странах удержать нацвалюту по отношению к доллару не удастся из-за их сильной интеграции в мировую финансовую систему, чего нет в Армении.
"Если они не отпустят хотя бы частично, временно свои национальные валюты, они через полгода-год в условиях низких цен на нефть лишатся золотовалютных запасов и сядут на мель. Нам это не грозит, мы не интегрированы в мировую кредитно-финансовую систему, кризис по нам катком не прошелся. Напротив, низкие цены на нефть, иные товары подстегнут производительность экономики, особенно промышленного сектора. Государству надо лишь не мешать этому, содействовать процессу перераспределения трудовых ресурсов, процессам импортозамещения и роста экспортного потенциала с помощью умеренной расширительной денежной политики. Что, собственно, уже происходит вкупе с задействованием законодательных рычагов, направленных на существенное снижение налогового бремени и значительное облегчение таможенного администрирования. Нужно, конечно же, усилить борьбу с коррупцией, монополизацией рынков и т.д.", — отмечает глава AmRating.
БЫТУЕТ МНЕНИЕ, ЧТО ОТ СТАБИЛЬНОГО КУРСА ДОЛЛАРА ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРАМУ импортеры получают сверхприбыль, поскольку собирают в Армении доллар "по дешевке" и реализуют его на внешних рынках в виде товаров дорого. Но это не так. Импортеры получают прибыль от соотношения драм/доллар только в случае падения курса доллара. При стабильном курсе из него выудить импортерам нечего, поскольку цена ввозимого ими товара на внешних рынках увязана с долларом, а не с национальными валютами, которые продолжают дешеветь. "Собственно, выбор у денежных властей до мирового кризиса был небольшой. Учитывая слабую структуру экономики, огромные многочисленные риски, связанные с так называемой расширительной инфляционной моделью, правительство и денежные власти предпочли иную модель – сдерживающую. В любом случае курсовая политика второстепенна, она производна от состояния дел в реальной экономике. А тут нам не позавидуешь", — считает Э.Мкртчян.
ЦБ еще некоторое время удастся своими силами удержать курс доллара. Но эта политика не может длиться бесконечно. Вся надежда на иностранных доноров. "Драм будет опускаться постепенно до уровня равновесия или не будет дешеветь вовсе в случае, если Армения получит из-за рубежа планируемые ресурсы. Переговоры идут, и, несомненно, эти ресурсы или как минимум половина из них — а тут, насколько я знаю, речь идет о миллиарде и более долларов — будут найдены", — прогнозирует Э.Мкртчян. По информации "ГА", в направлении привлечения "антикризисных" средств правительство работает с Китаем и Россией. Что из этого получится, мы узнаем уже в ближайшем будущем.