заявил Информационно-аналитическому центру Analitika.at.ua глава Украинской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Григорис БУНИАТЯН
– Ваше высокопреосвященство, как давно существует армянская епархия в Украине?
– Армянская церковь существует здесь с давних времен. Согласно историческим документам, на территории Украины уже в XI веке образовались небольшие армянские общины, которые были организованы как церковные приходы. В дальнейшем число этих общин увеличилось, и между ними установились контакты. Затем все приходы были организованы в епархию. Первую епархию образовали предположительно на территории Крыма приблизительно в ХÂтÂт веке. Когда во Львове армян стало больше (ХÂтÂтÂт в.), в городе одновременно стали действовать несколько церквей и в начале-середине ХÂтV века епархия переехала во Львов. Этот город долгое время был центром армянской церковной жизни на территории Украины. В XVI веке епархия вновь вернулась в Крым в монастырь Сурб Хач.
В Украине епархия армянской церкви существовала приблизительно до начала ХХ века. До 1945 года несколько церквей еще функционировали подпольно, но после Второй мировой войны на территории Украины не осталось вообще ни одного действующего армянского храма. Церковная жизнь возобновилась в 1991 году, когда по желанию Католикоса Всех Армян Вазгена Âт для служения в Украине был назначен архимандрит Натан. Первыми начали функционировать ялтинская, львовская и феодосийская церкви. А в 1997 году Католикос Гарегин Âт учредил Украинскую епархию Армянской Апостольской Церкви, владыка Натан был рукоположен в епископы и продолжал свое служение до 2000 года. Потом он переехал в Англию, где стал главой епархии ААЦ в Англии. Центром епархии Армянской Апостольской Церкви является Кафедральный собор во Львове – церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1363 году. На сегодняшний день в Украине действуют приблизительно 20 церквей, и 14 священнослужителей в разных областях и городах Украины несут свое служение.
– Делаются ли попытки вернуть большинство армянских храмов в лоно Армянской Апостольской Церкви?
— Мы над этим постоянно работаем. Некоторые из старых армянских церквей уже возвращены. В городах, где в старину не было армянских храмов, строятся новые.
– Много ли в Украине храмов, нуждающихся в реконструкции?
– Армяне живут в Украине с давних времен, и они построили множество церквей: более 40 храмов в Крыму, еще столько же – в Западной Украине. После революции многие из них стали хранилищами, были отданы сельсоветам. Естественно, годами и десятилетиями эти церкви не ремонтировались, и очень многие из них со временем разрушились.
Конечно, с нашими ограниченными материальными возможностями очень трудно думать о восстановлении, реконструкции всех этих церквей, тем более что еще не все храмы переданы ААЦ. Есть старые церкви, которые в смутные времена перешли к другим конфессиям: православной и католической. Среди церквей, которые официально переданы армянской церкви благодаря усилиям общины, – Львовская церковь, монастырь Сурб Хач в Крыму. Активное участие в восстановительных работах принимали государство, Министерство культуры и Госкомитет по охране памятников. Я, пользуясь случаем, хочу поблагодарить и государство, и власти на местах за эту заботу.
– Каковы взаимоотношения Армянской Апостольской Церкви с другими церквами Украины и с украинским государством?
– У нас хорошие, теплые отношения со всеми церквами, конфессиями и религиями. В Украине более 12 лет весьма успешно функционирует Совет церквей и религиозных организаций. На мероприятиях совета обсуждаем разные вопросы, знакомимся с проблемами, часто бываем друг у друга в гостях и так укрепляем наши отношения. То есть в Украине есть все возможности и условия, чтобы церкви контактировали и были в дружеских отношениях, тем более что этому способствуют законы Украины, очень демократичные по отношению к различным конфессиям.
Иногда церкви сталкиваются с повседневными проблемами, решение которых зависит или от правительственных учреждений, или от конкретных должностных лиц. Порой последние по тем или иным причинам не очень ответственно относятся к проблемам церквей. И данные вопросы (например, возврат церковных зданий, оформление участков под строительство храмов) зачастую затягиваются на месяцы, хотя могли быть решены намного быстрее. Получается, что таким поведением административные служащие косвенно не дают людям реализовать свое конституционное право на свободу вероисповедания и организацию своей религиозной жизни.
– Каковы основные проблемы епархии?
– У епархии нет проблем, а есть повседневная работа, которая может иметь свои особенности или сложности. Это нескончаемый процесс. Деятельность церкви и епархии – это уже начатая работа, и она должна продолжаться, развиваться. Тем более после стольких десятилетий, когда не было церквей, верующие не имели опыта общения с церковью, не обладали даже самыми простыми религиозными познаниями. Надо стараться возвращать их в церковь. Конечно, перед нами стоят трудности в организации самой церкви, порой не хватает священников, специалистов по религиозным дисциплинам, чтобы обучать и детей, и взрослых. Но это все с Божьей помощью можно постепенно реализовать. Мы мечтаем, чтобы наступило такое время.
– Как обстоят дела с Кафедральным собором в Киеве и когда армянская епархиальная кафедра будет перенесена из Львова в Киев?
– Вот уже 15 лет тянется история с оформлением территории под строительство армянской церкви в Киеве. Как вы знаете, мы имели всю документацию, необходимую для начала строительства, мы пошли на большие расходы, потратили около миллиона гривен. Однако искусственно были созданы препятствия, намеренно организовывались акции протеста, чтобы мы не смогли на этой территории построить церковь. Таким образом, были попраны права граждан. Это очень печально. Но слава богу и спасибо мэру города, должностным лицам, которые потом вместе с нами пришли к выводу, что можно выделить другой участок. Он, кстати, уже оформляется.
Мы не теряем ни веры в Бога, ни надежды на людей и думаем, что, может быть, должностных лиц занимает политическая ситуация и поэтому на решение наших проблем у них нет времени. Тем временем около 40 тысяч армян ждут, когда в Киеве у них будет место, где они могли бы молиться. Тем более что с XIV по XVII век в Киеве была армянская церковь, которая сгорела во время пожара на Подоле. Восстановили эту церковь в ХÂтХ веке уже в другом месте. В Киеве последний армянский храм был конфискован и закрыт в 1924 году. То есть несмотря на то что свыше 500 лет в Киеве действовала армянская церковь, в наше время демократии и религиозной свободы, лояльного и уважительного отношения к религии 40 тысяч армян в Киеве все еще не имеют своего дома молитвы. Но ради справедливости отмечу, что во всех крупных городах Украины и даже в городах, где проживают всего две тысячи армян, уже оформлены участки, и сейчас мы занимаемся строительством церквей в одиннадцати городах Украины. В некоторых из них оно уже подходит к концу.
– Что бы вы пожелали нашим читателям?
– Желаю, чтобы они чувствовали себя ответственными гражданами. В Украине есть разные слои армян: рожденные в Украине, их много в западных регионах, Киеве, Харькове, Одессе, Донецке. Но большинство сейчас – новоприбывшие армяне, и для Армянской Апостольской Церкви желательно, чтобы они были примерными и ответственными гражданами, патриотами Украины, полностью интегрировались в украинское общество. Но в то же время чтобы они сохранили свои традиции, культуру настолько, насколько это возможно в новой среде. Конечно же, мы хотим, чтобы все они были верующими, продолжали традиции Армянской Апостольской Церкви и были в хороших отношениях с верующими других церквей и конфессий. И, конечно, я желаю, чтобы Господь Бог оберегал наши народы, церкви и чтобы деятельность Союза армян и всех армянских общин Украины была плодотворной.