Логотип

ВО ГЛАВЕ УГЛА âАУ ПОИСК РЫНКОВ

"Акцент должен ставиться на конкретный результат, а не на распыление ресурсов по всем направлениям", — заявил в интервью "ГА" генеральный директор Армянского агентства развития Роберт АРУТЮНЯН

— Г-н Арутюнян, каковы итоги деятельности ААР в прошлом году?

— В силу известных причин 2008 год в плане бизнес-активности был трудным, особенно первое полугодие. Во втором полугодии удалось расшевелить ситуацию. В частности, мы активизировали наши контакты с соседними странами – Ираном и Россией. С Россией, правда, у нас традиционно тесные связи, но тем не менее мы начали работать над новыми возможностями. К примеру, налаживается сотрудничество с бизнесом Свердловской области. Интенсивно ищем пути сотрудничества с иранскими бизнесменами. В этом направлении мы ставим акцент на двустороннюю торговлю. С Ираном у нас хорошие отношения на государственном уровне, но в сфере частного сотрудничества есть где поработать. Была организована ИТ-выставка в Силиконовой долине, готовимся к масштабной выставке "Шанхай-экспо 2010".

— Кроме общих работ по формированию благоприятного бизнес-климата и организации мероприятий, косвенно направленных на активизацию бизнес-контактов, какие можете привести конкретные примеры итогов деятельности ААР? К примеру, новосозданных предприятий в 2008 году?

— К сожалению, 2008 год, как я уже отметил, был трудным. ААР участвовало в реализации крупных инвестиционных проектов. Но есть и конкретные примеры. В числе собственно наших успехов – экспорт продукции компании Glass World. С нашей помощью компании удалось наладить довольно эффективный экспорт стеклянной тары в Грузию. В этом году мы будем искать новые рынки экспорта этой продукции. Реализован проект производства ювелирных изделий и их экспорт в Россию на основе индийского сырья. Индийский партнер – компания KJK  – планирует в этом году основать в Армении уже собственное производство. Будущее этого проекта зависит от развития экспорта в Россию. Эта схема интересна тем, что при помощи Армении индийские компании могут легче войти на рынок СНГ, поскольку внутри СНГ действуют льготные таможенные режимы. Здесь есть и другая задача – формирование армянских брендов на тех же рынках СНГ. К примеру, продукция отечественной ювелирной отрасли высоко котируется среди специалистов, но широкому потребителю даже традиционных рынков стран СНГ она известна мало.

Есть проекты и в сфере гостиничного строительства. В 2008 году мы инициировали проект строительства масштабного гостинично-оздоровительного комплекса близ Егварда. В настоящее время мы ведем переговоры с двумя крупными инвесторами, пытаясь заинтересовать их в том числе и авторитетом компаний, уже выразивших предварительное согласие по управлению комплексом.

— Соседний Иран с его обширным рынком до сих пор не стал для нас серьезным рынком экспорта. В чем проблема?

— Здесь у нас есть задача по глубокому изучению иранского законодательства и, что самое главное, культуры ведения бизнеса. Иран – очень специфичная страна. К примеру, мы до сих пор не знаем механизм выработки решений иранских бизнесменов. В этом году мы будем работать над изучением возможностей экспорта на иранский рынок нескольких, конкретных видов товаров. Поначалу необходимо изучить законодательство, потом найти партнеров для экспорта этих товаров и, если необходимо, предложить правительству использовать площадку межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству на предмет получения преференций у Ирана для экспорта этих товаров. Конечно, иранский рынок интересен для нас и с точки зрения инвестиций.

— О каких товарах идет речь?

— Совершенно конкретных. Это баранина, цемент, некоторые виды стройматериалов, кондитерские изделия. Рынок мяса довольно специфичен, и здесь есть где серьезно поработать. С цементом дело обстоит следующим образом. В Иране есть производство цемента, которое обеспечивает только спрос внутреннего рынка. Однако армянский цемент интересует иранскую сторону в плане реэкспорта в сопредельные страны: Ирак и страны Ближнего Востока.

— Возможности есть, но почему-то за многие годы нам не удалось достичь конкретных результатов.

— В основном это связано со спецификой и культурой ведения бизнеса в Иране. Еще раз повторюсь, нам пока непонятны механизмы выработки бизнес-решений в Иране. Знаем только, что они принимаются долго, но на основе чего – малопонятно. Кроме того, мы не склонны рассматривать Иран только в качестве рынка сбыта. Иран является для Армении хорошей площадкой для выхода на азиатские рынки, а Армения для Ирана – площадкой для выхода на рынки СНГ и Европы. Один лишь рынок Армении в силу своей ограниченности малопривлекателен для инвесторов. К примеру, в ходе последнего бизнес-форума в Болгарии Армения была представлена как площадка для выхода произведенных в Армении болгарских товаров на рынок России. Болгарские бизнесмены проявили интерес к подобной схеме.

— Есть уже конкретные последствия этого интереса?

— Пока есть только конкретные запросы по разъяснению бизнес-климата в Армении. Наш опыт свидетельствует, что для реализации бизнес-интереса требуется в среднем один год. Однако в условиях финансово-экономического кризиса мы должны действовать более инициативно, что собственно и делается. Правительство заявило, что готово обсудить с инвесторами возможности прямого содействия государства. Это может быть участие государства в капитале, государственные гарантии для получения кредитов, собственно государственное кредитование. Это довольно серьезные факторы, которые будут способствовать привлечению инвестиций. Ну и, конечно, параллельно мы должны работать над общим улучшением бизнес-климата внутри страны.

— Кризис открыл новые возможности для Армении?

— С одной стороны, кризис спровоцировал более осторожное поведение капитала. С другой — он открыл новые возможности для стран, которых кризис задел не так сильно. Это касается и Армении. Главной задачей ААР станет нахождение рынков сбыта под имеющиеся и потенциальные производства.

— У возглавляемого вами ведомства довольно амбициозное название. Соответствует ли оно осуществляемой им деятельности?

— Прямо или косвенно наша деятельность способствует развитию Армении. Возможно, мы стоим перед задачей переоценки наших функций. Для 2009 года мы поставили задачу конкретизации нашей деятельности, что будет способствовать более предметной и целенаправленной работе — с одной стороны и реально подотчетной – с другой. Акцент должен ставиться на конкретный результат, по конкретному рынку или виду товара, а не на распыление ресурсов по всем направлениям. Так что будем стараться соответствовать.