Национальное богатство Армении катастрофически недооценено. Никто не знает, сколько стоит Армения. До сих пор не проведена полная инвентаризация всех объектов республики. В этой связи предлагается разработать методику стратегического аудита
Контрольная палата обязана систематически представлять обществу, главе государства и парламенту объективную оценку того, как используются национальные ресурсы для реализации политики государства. Стратегический аудит — это стремление дать "рентгеновский" снимок состояния страны как экономического организма с точки зрения ресурсного обеспечения. При этом необходимо сформулировать "диагноз" и приступить к разработке стратегии и тактики "лечения".
Основная задача стратегического аудита состоит в том, чтобы научиться не только эффективно управлять государственной собственностью, финансовыми ресурсами и человеческим капиталом, но и стратегически прогнозировать и управлять рисками. Понятно недоумение читателя: "Как управлять, если богатства Армении до сих пор не подсчитаны и мы не знаем досконально, что у нас есть?"
Действительно, национальное богатство страны катастрофически недооценено. Нет внятных правил разделения госсобственности на республиканскую и собственность органов местного самоуправления. "Неучтенная" собственность исключена из расчетов. Наблюдаемые масштабы армянской экономики оказываются криминально ниже реальных. Эксперты говорят, что диапазон занижения — от 25 до 40 млрд долларов. Кроме того, значительная часть активов страны оказалась в "серой", в том числе офшорной зоне. Последние проверки Контрольной палаты показали, что незарегистрированная собственность составляет огромный объем нелегитимных активов. И в этом состоянии Армения уже без малого 20 лет. Необходимо с этим покончить. Для начала надо восстановить реальный "размер " экономики страны. Приватизационные процессы надо отслеживать и, если надо, корректировать на всех этапах — от выбора объектов для продажи и определения их стоимости до выполнения новыми собственниками условий сделок. В Армении такого нет. Стыдно говорить, но от приватизации десятка тысяч предприятий бюджет страны за 15 лет получил какие-то копейки по нынешним меркам. Кстати, от приватизации в небольшом Эквадоре бюджет страны получил 60 млрд долл.
В этом отношении можно опереться на опыт Венгрии, Чехии, Словакии, Франции и Великобритании. Когда в Великобритании возник вопрос о справедливости приватизации, проведенной правительством Маргарет Тэтчер, то в 1997 году был введен специальный налог в размере 23 процентов на сверхприбыль, которую собственники получили вследствие первоначальной недооценки активов. Этот налог очень образно называли "налог на прибыль, принесенную ветром" (wind fall ptofit tax). Британский бюджет в результате получил 5 млрд фунтов стерлингов. Думается, что аналогичный механизм может быть применен и в Армении.
Итак, в стране образовался крупный "экономический завал". Его суть — масштабное обесценение национального богатства страны, декапитализация, вызванная коррумпированной приватизацией. И с этим надо что-то делать. Коалиционное правительство и парламент должны разработать законодательные нормы, с помощью которых можно будет провести рекапитализацию, вернуть экономике Армении ее истинные масштабы. Необходимо дать ответ на вопрос: почему значительная часть экономики, национального богатства оказалась ненаблюдаемой. Иначе президенту и правительству сложно будет преодолевать нынешний финансовый кризис в условиях, когда значительная часть реальных активов, составляющих национальное богатство страны, не отражается в легальном финансовом обороте.
Все сказанное свидетельствует о том, что назрела потребность в разработке концепции государственного финансового контроля, которая должна четко обозначить институты, обеспечивающие государственный финансовый контроль, их полномочия, формы взаимодействия при его осуществлении. Концепция государственного контроля одновременно должна быть документом политическим, т.е. формулировать требования к законодательной базе, политике в области финансового контроля.
В последнее время и в прессе, и в Национальном Собрании много говорится о деятельности Контрольной палаты. Кое-кто стал даже утверждать, что Контрольная палата стремится стать "главным финансовым контролером", подчиняющимся непосредственно президенту. Нельзя согласиться с теми, кто, основываясь на определении Контрольной палаты как органа парламентского контроля, полагает, что любое расширение взаимодействия с главой государства — покушение на конституционный принцип разделения властей. Здесь уместно подчеркнуть, что Контрольная палата является высшим органом государственного финансового контроля в РА. Однако институт президентской власти пока еще недостаточно представлен в единой системе государственного финансового контроля Армении, хотя именно президент РА, будучи гарантом Конституции, способен надежно обеспечивать конституционные гарантии независимости Контрольной палаты, ограждать ее от олигархических давлений, ускорять принятие соответствующих решений по результатам ее проверок. Думается, более тесное взаимодействие с президентом РА, несомненно, будет способствовать повышению эффективности контрольной деятельности всех ветвей власти. Было бы правильным отразить эти подходы в законодательстве путем внесения соответствующих изменений в закон "О Контрольной палате".
В мировой практике взаимодействие президентской власти с органами финансового контроля осуществляется в различных формах. Применяется норма обязательного включения в планы их работы контрольных мероприятий по запросам президентской стороны. Предусматривается обязательное реагирование президентской администрации на факты нарушений, выявляемых контрольными органами, относящихся к компетенции президентской ветви власти.
Взаимодействие Контрольной палаты с Национальным Собранием складывается достаточно сложно. Как показали последние проверки, по их итогам должных решений обычно не принимается, материалы используются выборочно, политически мотивированно и с акцентом на определенную политическую конъюнктуру. Поэтому действительно крупные финансовые нарушения не становятся предметом обсуждения НС. Есть Контрольная палата — вот и пусть сидит тихо и не рыпается.
Для эффективного парламентского контроля за управлением государственными финансами необходимо, чтобы НС по материалам проверок Контрольной палаты принимало адекватные решения, давало соответствующие общественно-политические оценки действительно серьезных дел. Общество имеет право знать, насколько эффективно расходуются средства государства.
Анализ деятельности Контрольной палаты свидетельствует о том, что ее эффективность будет намного выше, если законодательное, нормативно-информационное обеспечение поставить на должный уровень. В рамках совершенствования законодательства необходима разработка адекватных правовых механизмов взаимодействия всех элементов системы государственного финансового контроля страны.